Третьяковская галерея представляет выставку Юрия Злотникова «Сигнальная система»
До 14 июля в Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка «Сигнальная система», посвященная одноименному циклу работ Юрия Злотникова. В экспозицию вошли 59 произведений из серии «Сигнальная система» и пять работ из серии «Протосигналы».
Серия «Сигнальная система», созданная в 1957–1962 годах, стала ключевой и самой известной в творчестве Юрия Злотникова. Работы этого цикла аналитической абстракции искусствоведы считают первыми авангардными произведениями второй половины ХХ века, а также началом направления сайнс-арт в России. «Сигнальная система» основана на перформативной практике и вдохновлена научными достижениями эпохи в области математики, кибернетики, лингвистики и психофизиологии. В «Сигналах» художник исследовал различия между цветом и светом, линией и фигурой, статикой и динамикой. Через художественные опыты Юрий Злотников стремился понять и объяснить структуру и новое устройство мира.
Выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу объединяет более 60 работ: 7 графических произведений из собрания Третьяковской галереи, 46 листов, предоставленных семьей художника, и работы из частных коллекций Музея AZ, Сергея Лимонова, Антона Козлова, Романа Бабичева и других. В таком объеме серии «Сигнальная система» и «Протосигналы» представлены в экспозиции впервые, большая часть работ ранее не демонстрировалась широкой публике.
Важную часть выставки составляет архив рукописей и сопровождающих их рисунков художника, который также вошел в проект и был показан впервые.
Пространство экспозиции представляет собой белый куб, в центре которого возвышается «остров» — «кабинет» художника-теоретика, где на столах, подиумах и в витринах расположены рукописи автора: тетради, машинописные листы, миниатюрные рисунки, схемы, фотографии.
В поддержку выставки состоялся выход книги Юрия Злотникова «У истоков «Сигнальной системы» — важного для российского искусства теоретического трактата середины XX века. Издание основано на тексте художника, в котором он пошагово описывает многолетнюю работу над созданием цикла и принципы «сигнальной системы».