ММОМА представляет первую в России монографическую выставку авангардистки Марии Васильевой
До 10 декабря в Московском музее современного искусства проходит первая в России монографическая выставка художницы-авангардистки Марии Васильевой «Возвращение домой» из собрания Эдуарда Мордуховича. В экспозицию вошло более 50 живописных и графических работ, многие из которых ранее никогда не демонстрировались в рамках публичных проектов.
Специалисты отмечают, что обозначить единый стиль творчества Марии Васильевой сложно. Начав с близкого к абстрактному кубистического искусства, к концу жизни художница пришла к новаторскому сюрреализму. Ретроспектива Васильевой в ММОМА иллюстрирует все метаморфозы живописного стиля художницы. Произведения на выставке сгруппированы по темам, которые были ключевыми для Васильевой в разные периоды творчества: это полотна с традиционными сюжетами, вступающими в диалог с классическими шедеврами эпохи Возрождения, жанровые и бытовые сцены, портреты, а также эскизы к монументальным панно и декоративные композиции, близкие к орнаменту и графическому дизайну.
Мария Васильева переехала из Петербурга в Париж в 1907 году. Во Франции художница брала уроки у Анри Матисса, принимала участие в Салоне независимых, а позднее основала собственную мастерскую в районе Монпарнас, которая впоследствии получила название «Свободная Академия» или «Академия Васильевой». Мастерскую посещали Амедео Модильяни и Марк Шагал, а лекции в ней читал Фернан Леже. На короткий срок вернувшись в Россию в 1915 году, Мария Васильева стала участницей знаменитой сборной выставки «0,10», на которой Казимир Малевич впервые представил публике «Черный квадрат». При жизни художницы ее персональные выставки проходили в Риме и Лондоне, а ее произведения часто экспонировались на громких выставках в Париже.
3 декабря в рамках выставки состоится встреча с коллекционером Эдуардом Мордуховичем. Владелец крупнейшего собрания работ Марии Васильевой расскажет, как удалось привезти произведения художницы из Парижа в Москву и почему сегодня важно, чтобы об уникальном наследии Васильевой знали зрители в России.