Музей архитектуры представляет проект «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное»
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляет выставку «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченную к 250-летию празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Выставка, посвященная истории пребывания Екатерины II в Москве в течение 1775 года, входит в кросс-проект Музея архитектуры и музея-заповедника «Царицыно».
На выставке представлены чертежи, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло — более 180 предметов из фондов Музея архитектуры, 14 музейных и архивных собраний. Многие графические материалы из собраний Музея архитектуры, Исторического музея, Российского государственного архива древних актов и Российского государственного исторического архива экспонируются впервые.
Первый раздел выставки посвящен жителям Москвы, которые встречали Екатерину II. Рассказ о представителях разных сословий дополняют образы «допотопной» Москвы 1760–70-х годов, которая поражала иностранных путешественников и столичных жителей не только своеобразным колоритом, но и запущенностью.
Центральный раздел выставки повествует о парадоксальной ситуации, сложившейся в Москве к 1770-м годам: при наличии нескольких старых императорских дворцов остановиться Екатерина II не могла ни в одном из них, потому что все они либо находились в состоянии упадка, либо были недостроены. Лишь великолепные сады свидетельствовали о былом величии императорских усадеб. Рассказ о знаменитом Головинском саде разворачивается вокруг беседки-сиделки, воссозданной на выставке по чертежам из Музея архитектуры. Каждому из этих дворцов и садов эпохи барокко на выставке посвящена отдельная небольшая глава.
Также гости выставки узнают историю Пречистенского дворца, который в кратчайшие сроки возвели в 1775 году специально для императрицы. Представленные в этом разделе выставки чертежи, портреты и предметы декоративно-прикладного искусства подробно рассказывают о жизни во дворце: о службах в домовой церкви, о парадных обедах, «турецких маскарадах», карточной игре по вечерам, рукоделии императрицы.
Отдельный раздел выставки посвящен окрестностям Пречистенского дворца и тому, что Екатерина II видела из его окон: Алексеевский монастырь, старые церкви, питейный дом «Волхонка», огромный императорский Колымажный двор.
Последний зал выставки рассказывает о драматичной судьбе Пречистенского дворца. Вскоре после отъезда Екатерины II в Петербург он был разобран и перенесен на фундаменты старого царского дворца на Воробьевых горах, быстро обветшал и в начале XIX века сдавался в аренду под постоялый двор и бильярд. В этом разделе демонстрируются две панорамы Москвы, запечатлевшие вид, открывающийся с Воробьевых гор: Яна Бликланда 1707–1708 годов и Франческо Кампорези 1789 года.