Студенты помогают Эрмитажу в оцифровке культурного наследия

Студенты Гуманитарного института Сибирского федерального университета вернулись с практики, проходившей в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). В рамках практики они провели фотограмметрию объектов, представляющих научный интерес и имеющих историко-культурное значение.
Большая часть музейных предметов находилась в Фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне. Встречи с этим современным музейным комплексом самого высокого класса безопасности пришлось ждать целых два года.
Студенты проводили фотограмметрию оленных камней — археологических памятников, ставших символом древней культуры Центральной Азии. Фотограмметрия позволяет получать объемную цифровую модель высокого качества. Суть метода состоит в получении порядка сотни снимков нужного качества для одного объекта, после чего идет длительная компьютерная обработка. Получится ли модель, зависит от многих факторов: это правильно выставленный свет, баланс белого цвета, масштаб, цвет фона, текстура.
«Изучение 3D-модели, как ни странно, может оказаться эффективнее работы с оригинальным предметом. Сейчас есть технологии, которые позволяют по-разному высвечивать изображение, обнаруживать на поверхности следы уже почти стершихся надписей. Таким образом, студенты СФУ выполняют достаточно ответственную работу», — говорит Дарья Гук, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.
Как отметил студент Никита Воротников, они создавали своего рода виртуальные копии, что делает возможным последующие профессиональные исследования: «Цифровая модель нужна, чтобы ученые из любой точки мира могли, не тратя время на дорогу, вести исследования удобным способом. В Петербурге собрано наследие разных культур, а значит, интересоваться этими объектами могут специалисты других стран. Очень здорово, что в рамках учебной практики мы можем учиться решать такие сложные задачи и перенимать опыт профессионалов, что нам открывается доступ к артефактам и культурному опыту, который хранит Эрмитаж».
Кроме оленных камней с территории Саяно-Алтая и архитектурных фрагментов из крепости Саркел студентам 3-го курса было предложено попробовать силы в съемке каменных крестов с Ижорского плато сначала в Санкт-Петербурге, затем в Изборске, где работала археологическая экспедиция по изучению архитектуры малых форм под руководством научного сотрудника Государственного Эрмитажа Виктории Панченко:
«Оцифровка памятников, которые находятся в недоступных местах — а к ним относятся как отдаленные районы сельской местности с труднопроходимыми дорогами, так и закрытые фонды музеев, — нужна прежде всего для изучения этих предметов специалистами. Получив хорошее 3D-изображение, мы можем впоследствии рассмотреть детали, на которые не обратили внимания в поле, не отправляясь заново за сотни километров, а находясь дома за компьютером. Мы, конечно, делаем прорисовки памятников, но по опыту знаем, что такие рисунки могут передавать изображение не точно или даже с искажениями. Кроме того, наш полевой опыт показывает, что многие памятники действительно исчезают и нам остаются только их изображения, — рассказала научный сотрудник Государственного Эрмитажа Виктория Панченко. — С одной стороны, создание 3D-моделей экспонатов Эрмитажа и археологических артефактов — это непосредственно работа, позволяющая наглядно показать разнообразие культуры нашей страны на протяжении разных исторических эпох. С другой стороны, не менее важно, что студенты, приезжающие на практику в Санкт-Петербург, получают возможность прикоснуться к древним пластам истории России, увидеть летописные города и средневековые крепости и, что не менее важно, посетить залы Эрмитажа, в которых представлена просто энциклопедия мировой культуры».
«Фотограмметрия — довольно сложная процедура, так как нам необходимо сделать снимки со всех сторон, чтобы зафиксировать детали и особенности объекта. И это довольно трудная задача. К примеру, некоторые из артефактов, с которыми мы работали, висели на стене, и, чтобы все запечатлеть, необходимо было подбирать разные ракурсы. Я очень рада, что та работа, которую мы выполнили, действительно нужна обществу и с научной, и с культурологической точки зрения. Это наш маленький вклад в большое дело по сохранению русской культуры», — поделилась впечатлениями Екатерина Лескова, студентка Гуманитарного института СФУ.
Руководитель практики от СФУ, старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ Никита Пиков отмечает, что оцифровка артефактов проходит в рамках соглашения о научном сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Сибирским федеральным университетом. Практика студентов СФУ в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем проводится с 2013 года. С каждым годом применяются более современные подходы к получению изображений музейных объектов.
«Мы уже почти десять лет плодотворно сотрудничаем с Эрмитажем и надеемся продолжить эту работу в дальнейшем. Обучающиеся готовят курсовые и дипломные работы на основе собранных материалов и отработанных методик, а эксперты Эрмитажа занимаются исследованием цифровых копий объектов. В Петербурге традиционно сильная научная школа виртуальной археологии, и результаты совместной работы очень важны для нас», — рассказал Никита Пиков.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна