Российский фильм-катастрофа «Ледокол». У айсбергов в плену
В прокат вышел фильм-катастрофа режиссера Николая Хомерики «Ледокол». В основе картины — реальная история, и на премьере присутствовали люди, принимавшие непосредственное участие в тех событиях. Это Валентин Родченко, капитан судна «Михаил Сомов», застрявшего в 1985 году во льдах, и Артур Чилингаров, возглавлявший операцию по спасению «Сомова».
Для продюсера Игоря Толстунова и его компании «Профит» это уже второе обращение к масштабному жанру фильма-катастрофы. Три года назад создан фильм «Метро». Но если в «Метро» сюжет вымышленный, то за основу «Ледокола» была взята история, случившаяся в 1985 году, когда советский дизель-электроход «Михаил Сомов» застрял во льдах и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. В дрейфе судно находилось 133 дня.
Когда кино снимается по мотивам реальных событий, всегда есть опасность, что найдутся люди, то ли очевидцы, то ли просто «всезнайки», которые будут утверждать, что все было не так, кинематографисты переврали и исказили факты. Конечно, «Михаил Сомов» — это далеко не «Титаник», и история его ледяного дрейфа известна гораздо более узкому кругу. Вполне вероятно, что многие узнают о нем как раз лишь после выхода фильма Николая Хомерики. А главное — не стоит забывать: реальность реальностью, но кино — это все равно вымысел, и происходившие на самом деле события лишь канва для того, чтобы рассказать свою историю о людях, об их отношениях, об их поведении в экстремальной ситуации.
Так вот, если оставить наконец в стороне то, что было на самом деле, можно с уверенностью сказать, что режиссер Хомерики снял кино о людях и для людей. Второе, кстати, особенно важно, потому что порой мы наблюдаем обратную ситуацию, когда наши режиссеры, упиваясь самовыражением, о зрителях не думают вообще, так же как и мало заботятся о героях своих лент — они им абсолютно безразличны. Непонятно только, отчего потом режиссеры и продюсеры удивляются, почему российский зритель так мало интересуется отечественным кино. Все же очевидно — это ответная реакция на тотальное невнимание к ним со стороны кинотворцов.
У Николая Хомерики все совсем не так. Герои его картины — экипаж ледокола «Михаил Громов» — реальные люди, из плоти и крови, со своими характерами, достоинствами и недостатками. Они действительно вызывают живые зрительские эмоции — улыбку, слезы, негодование, жалость, ненависть, восхищение. Герои находятся в тяжелейшей ситуации, в длительном ледяном плену, их жизнь под угрозой (корабль догоняет огромный айсберг), горючее на исходе, нервы тоже. К тому же на судне сразу два лидера, два капитана, один бывший, Андрей Петров (Петр Федоров), отстраненный от должности, и нынешний — Валентин Савченко (Сергей Пускепалис), присланный Петрову на замену. Эта ситуация тоже крайне болезненна и сама по себе способна привести к катастрофе, даже без вмешательства айсбергов.
Николай Хомерики уверенно проводит свой «кинокорабль» сквозь все опасности, подстерегающие его на пути создания картин подобного жанра. Он изящно обыгрывает все неизбежные штампы и банальности, и даже искушенный зритель может поймать себя на том, что смотрит фильм, что называется, открыв рот и в нужных местах замирает от страха, а где-то готов всплакнуть от умиления. Как верно подметил недавно режиссер Сергей Соловьев: «Я хочу, чтобы вернулась детская радость — смотреть кино». Так вот, «Ледокол» в какой-то степени доставляет эту радость, когда смотришь кино в первую очередь как зрелище и во вторую — как зрелище, наполненное смыслом.
Режиссеру в подмогу тут, конечно же, блистательный актерский состав картины. Суровую мужскую команду моряков с «Михаила Громова» составляют Петр Федоров, Сергей Пускепалис, Виталий Хаев, Александр Яценко, Александр Паль, Борис Каморзин, Алексей Барабаш. Женщины ждут их на берегу. Две женские роли в «Ледоколе» — это Анна Михалкова и Ольга Филимонова. Прекрасны в эпизодических ролях Артур Ваха и Дмитрий Муляр.
Глобальный фильм-катастрофа в нашем кино вообще явление редкое. Если вспоминать советский период, в первую очередь это, конечно, «Экипаж» Александра Митты. Еще на ум приходят «Армавир», «Случай в квадрате 36-80», «34-й скорый». Российский кинематограф современного периода, по сути дела, еще только начинает осваивать этот непростой жанр: появились «Метро», современная версия «Экипажа». Теперь этот список пополнился «Ледоколом» Николая Хомерики.
Александра Иванова
Смотрите также