Сказка странствий
Александр Митта как режиссер сформировался под влиянием кинематографа оттепели. Начав с детских и притом довольно традиционных картин — «Друг мой, Колька!» (1961) и «Без страха и упрека» (1962) — со временем Митта избрал более смелый и новаторский стиль киноповествования (за три года до выхода «Сказки странствий» его картина «Экипаж» фактически положила начало жанру советского фильма-катастрофы). «Сказка странствий», наполненная глубоким философским смыслом, скорее притча, чем сказка. Кроме того, роль в картине стала одной из последних кинематографических работ Андрея Миронова, актера огромного диапазона, которому с легкостью давались и комические, и глубоко трагические образы.
Действие происходит в неопределенное время в неизвестной стране. В небольшом княжестве живут двое сирот — брат Май и сестра Марта (героиню Татьяны Аксюты озвучивает Марина Неелова). У Мая необычный дар — он способен чувствовать золото, но близость драгоценного металла причиняет ему страшную боль. О необычных способностях Мая прознал злодей Горгон (Лев Дуров), в канун Рождества он похищает мальчика. Отправившись на поиски брата, Марта знакомится, а потом и влюбляется в гениального врача, поэта, изобретателя, философа и странника Орландо (Андрей Миронов), который поможет ей вернуть Мая.
Стилистически «Сказка странствий» близка своим романтическим настроем другому известному фильму Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969), но атмосфера «Сказки» куда мрачнее, жестче, радикальнее, более фантасмагорична. Фильм полон неожиданными для сказочного кино образами: летательный аппарат, как на чертежах да Винчи, гигантский дракон, Вениамин Смехов в образе Дон Кихота, Чума в человеческом обличье (Кармен Галин, озвучивает Екатерина Васильева) и увешанный золотом скелет.
Картина, принадлежащая к «детскому», казалось бы, жанру, содержит вполне взрослые, где-то даже философские посылы. Пропавший мальчик Май вырастает в жестокого тирана (Валерий Сторожик), охотящегося с собаками на живых людей. В зачумленном городе и его окрестностях массово гибнут люди (в том числе один из главных героев Орландо). Концовка картины тоже слишком смелая и двусмысленная для традиционного сказочного хеппи-энда: разрушив набитый золотом замок Горгона, Май лишается своего дара, но одновременно в него вселяется душа умершего Орландо. Режиссер признавался, что при работе над фильмом он старался совместить идеи Константина Станиславского с достижениями Сергея Эйзенштейна.
Снятая в копродукции СССР, Румынии и Чехословакии, «Сказка странствий» была отобрана для участия в IX Международном кинофестивале в Гонконге и XXVIII Лондонском кинофестивале.