Ирония судьбы, или С легким паром!
«Пять минут, пять минут! Бой часов раздастся вскоре! Помиритесь те, кто в ссоре!» — призывала героиня первого фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Все проблемы разрешались к моменту боя курантов — так было в ранней, наивной и во многом условной комедии режиссера. Действие «Иронии судьбы» тоже разворачивается в Новый год, но волшебная полночь сама по себе тут развязки не обеспечивает.
Критики верно вычислили формулу успеха «Иронии судьбы»: Рязанов ухватил наметившуюся стандартизацию жизни советских горожан и… смазал карту будней! Заявил, что чудо возможно. Что оно поджидает каждого — причем на пороге типовой квартиры в блочном доме. Конечно, перенос нетрезвого героя из Москвы в Ленинград — гротеск, но таковой вполне закономерен в комедии о самой безумной ночи года. Новый год в советском обществе восполнял нужду в карнавале: можно было себе позволить расслабиться и не бояться осуждения. Так, герой Андрея Мягкова, скромный врач Женя, покладистый сын и жених активной девушки Гали, пошел 31 декабря с друзьями в баню, выпил и был посажен шутниками на ленинградский рейс. Очнулся в привычном антураже (тахта, польский мебельный гарнитур) в доме на улице Строителей — только не в Москве, а в Ленинграде. В квартире представительницы столь же типовой профессии — учительницы Нади.
У него в Москве — невеста, которую он, скорее, побаивается, а у нее тут очень нудный жених. Конечно, новогоднее чудо состоит в самой встрече Жени и Нади. «Мы привыкли к тому, что на экране должно что-то случаться, в особенности в комедии. А здесь люди неторопливо присматриваются, прилаживаются друг к другу, и вот вроде бы и все, — писал в статье о фильме киновед Юрий Ханютин. — Но сколько артистизма, изящества, художественной фантазии в работе режиссера и исполнителей!» Действительно, выбор актеров во многом определил успех фильма. Андрей Мягков открыл в своем тихом, застенчивом герое невероятные запасы обаяния, смелости, нахальства. На стадии создания фильма многие недоумевали, почему на роль скромной советской учительницы Эльдар Рязанов выбрал польскую красавицу Барбару Брыльскую. Но в результате вопросов не осталось. Брыльска тонко, проникновенно сыграла женщину, которой долго не везло в любви.
Ее Надя настороженно приглядывается к внезапному гостю и долго не может позволить себе проявить симпатию. Любимец публики Юрий Яковлев сыграл в «Иронии судьбы» человека неприятного — ревнивого жениха Нади Ипполита. Но возникающую неприязнь авторы нивелируют с мягким юмором. Ипполита жалко: он не умеет любить, но уязвлен появлением соперника.
Естественно, популярность фильма упрочена звучащими в нем песнями. Музыку для них написал Микаэл Таривердиев, а стихи Рязанов позаимствовал у Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко и других поэтов. За Барбару Брыльскую поет Алла Пугачева (тут раскрылся ее тихий, лирический, интимный исполнительский талант), а за Андрея Мягкова — Сергей Никитин.