Белла Ахмадулина

Годы жизни: 10 апреля 1937 - 29 ноября 2010
Страна: СССР
Сфера деятельности: Поэт
Содержание
Первые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет ее творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.

Юная поэтесса с гражданской позицией

Белла Ахмадулина. 1960-е годы. Фотография: Александр Лесс / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Белла Ахмадулина в поездке. 1960-е годы. Фотография: Белозерский областной краеведческий музей, Белозерск
Белла Ахмадулина. 1960-е годы. Фотография: Александр Лесс / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла», — рассказывала поэтесса.
Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.
После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького
. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год…»
, которое стало известным романсом.
Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Спустя еще три года поэтесса выпустила первую книгу стихотворений — «Струна», о которой Евгений Евтушенко
писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <…> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам».
Выступления Ахмадулиной собирали полные залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века.
«Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век»
Белла Ахмадулина
В 1958 году студентов Литинститута — в их числе была и Белла Ахмадулина — принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака
. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией
. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И вскоре ее отчислили, официально — за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.
«Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь — это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам»
Белла Ахмадулина

Актриса, переводчица, защитница диссидентов

Белла Ахмадулина во время выступления в Политехническом музее. Фотография: Сергей Васин / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Слева направо: Леонид Куравлев в роли Пашки Колокольникова, режиссер Василий Шукшин и Белла Ахмадулина в роли журналистки на съемках художественного фильма Василия Шукшина «Живет такой парень». 1963 год. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Белла Ахмадулина. Москва, 1970-е годы. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
В 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина
«Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».
Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова
, Льва Копелева, Александра Солженицына
. Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».
Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.
В эти годы поэтесса занималась переводами. Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию
. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию — стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.
«Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Так я думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь»
Белла Ахмадулина
Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Белла Ахмадулина в мастерской Бориса Мессерера. Москва, 1970-е годы. Фотография: Валерий Плотников / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Белла Ахмадулина с мужем — художником Борисом Мессерером (в центре) в Доме работников искусств. Ленинград, 1970-е годы. Фотография: Валерий Плотников / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Белла Ахмадулина с мужем — художником Борисом Мессерером на фоне картины «Белла». Москва, 1981 год. Фотография: Валерий Плотников / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко
, Юрием Нагибиным
и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз — за скульптора Бориса Мессерера.
Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда».
Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома ее произведений.
Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей повадки робкой!..». Еще в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа.
Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино
. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна