Лучшие образцы русского костюма из коллекции Сергея Глебушкина
Член Международной федерации художников, собиратель и исследователь русского народного костюма Сергей Глебушкин показал порталу «Культура.РФ» фотографии лучших образцов своей коллекции крестьянской одежды ХIХ — первой половины ХХ века и рассказал о каждом комплекте. Всего уникальная коллекция Глебушкина насчитывает более 2000 предметов, собранных за 30 лет работы.
Девичий костюм, середина XIX века. Архангельская область, Поморский район (ранее Архангельская губерния, Летний берег Белого моря)
Сергей Глебушкин: «Костюм состоит из рубахи, сшитой из льняной домоткани, украшенной по оплечью вышивкой с красно-черным цветочным орнаментом. Внизу надета юбка из бордового штофа с жаккардовым цветочным орнаментом. Подол украшен золотным галуном (тесьмой) и металлической бахромой. В комплект также входит коротёна — полушубок, нагрудная распашная одежда из золотной парчи. Венчает наряд головной убор — повязка, расшитая бисером и жемчугом по металлической фольге. Шею украшает — наборошник, узкая полоса из льняного полотна, расшитая прозрачным бисером и металлическими пуговицами со стеклянными вставками. Наряд девушки дополняют янтарные бусы в несколько рядов. Столь богатое убранство на Руси могли иметь только зажиточные семьи. У обычной крестьянки наряд был проще и шился из более доступных, зачастую домотканых материалов».
Любопытный факт:
Косоклинный сарафан — самый древний из всех видов сарафанов, был наиболее популярен на Руси. В старину требовалось 45 метров тканного полотна, чтобы сшить полный косоклинный сарафан. Они получались довольно широкие внизу и благодаря большому количеству клиньев могли при кружении раскладываться в полный круг.
Косоклинный сарафан — самый древний из всех видов сарафанов, был наиболее популярен на Руси. В старину требовалось 45 метров тканного полотна, чтобы сшить полный косоклинный сарафан. Они получались довольно широкие внизу и благодаря большому количеству клиньев могли при кружении раскладываться в полный круг.
Женский костюм, конец XIX — начало XX века, Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее (ранее Воронежская губерния, Алексеевский уезд)
Сергей Глебушкин: «Праздничный костюм состоит из рубахи из льняного домотканого полотна. Рукава собраны в манжеты из атласных лент. Оплечье украшено вышивкой — геометрическим орнаментом и полосой коклюшечного кружева. На рубаху надета понёва — юбка из черного шерстяного клетчатого домотканого полотна, расшитая красными нитями по низу. Поверх юбки — завеска из двух полотнищ, собранных под пояс, переходящий в завязки. По низу идет полоса вышивки черными нитями и шелковая лента в синий цветок «дорогая». На талии — подпояска с продольными полосами, сотканная из шерстяных разноцветных нитей. На женщине — головной убор сорока, он состоит из трех частей: волосник — мягкая шапочка с рожками из ткани в цветочный рисунок; кичка — невысокая шапочка на жесткой основе, украшенная золотистым галуном, золотным шитьем и розетками золотного шитья; позатылень — на задней части из шелка с золотным шитьем, украшенный розетками. На шее — ошейник из ткани, украшенной стеклярусом, блестками, с краем, обшитым петлями из разноцветных нитей. Образ красавицы дополняют нагрудные украшения: грибатки — из полос черной тесьмы с нашитыми блестками и бисером, а также двумя круглыми розетками с золотным шитьем и стеклярусом. На ее концах — кисти из разноцветных нитей. Чёпки состоят из двух шнуров с черным бисером, двух розеток, украшенных золотным шитьем и пайетками, а также из ниток бус из желтого стекла. На шнуре — иконка в виде медальона с изображением святителя Николая на бумаге под стеклом».
Любопытный факт:
Понёва — самая древняя деталь русского костюма. В Белгородской области девушки надевали ее с наступлением совершеннолетия, давая понять окружающим, что ее можно сватать. А крестьянки называли ее «вечный хомут» или «бабья кабала».
Понёва — самая древняя деталь русского костюма. В Белгородской области девушки надевали ее с наступлением совершеннолетия, давая понять окружающим, что ее можно сватать. А крестьянки называли ее «вечный хомут» или «бабья кабала».
Белгородская область, село Подсереднее. Русский народный женский костюм XIX века
Женский костюм, вторая половина ХIХ века, Брянская область, село Дорожово
Сергей Глебушкин: «Основа костюма — цельнокроеная рубаха из домотканого полотна. Ее рукава собраны под вышитую манжету с оборкой из красной ткани и полностью расшиты цветочным узором. Низ подола украшен красными нитями в форме геометрического орнамента. Поверх рубахи — распашная понёва из шерстяного темно-синего клетчатого полотна домашнего изготовления. Между ее полотнищами — две вертикальные полосы ткачества красными и белыми нитями геометрического орнамента, а также нашивки из красной ткани с металлическим галуном и блестками. По низу и краям понёвы — полоса из красных нитей с белым геометрическим орнаментом. Завеска из льняного полотна украшена поперечными полосами из шелковой ткани, вышивкой с ромбическим орнаментом красными нитями, тесемками зеленого цвета и с цветочным орнаментом, а также зубчатым кружевом по подолу. На талии — кушак из шерстяных нитей с распущенными концами. Головной убор — повойник в виде мягкой шапочки из красной ткани с очельем, украшенным блестками, петельчатой тесьмой, рядами золотистых бусин, пуговицами и розетками из бусин. К затылочной части повойника пришиты разноцветные атласные ленты. Образ женщины подчеркивают нагрудные украшения: бусы из стеклянного красного бисера, гайтан из разноцветного бисера с янтарным медальоном и ожерелки — сетка из сплетенного бесцветного бисера, пришитая к полоске красной ткани».
Любопытный факт:
Традиционный праздничный костюм сохранялся в жизни крестьян Брянского уезда до 30-х годов XX века. Самые древние образцы отличаются вышивками в виде геометрических узоров. Лишь в конце XIX — начале XX века мода сменилась цветочным орнаментом. На одежду этих мест повлияли белорусские и украинские традиции.
Традиционный праздничный костюм сохранялся в жизни крестьян Брянского уезда до 30-х годов XX века. Самые древние образцы отличаются вышивками в виде геометрических узоров. Лишь в конце XIX — начале XX века мода сменилась цветочным орнаментом. На одежду этих мест повлияли белорусские и украинские традиции.
Женский демисезонный костюм, начало ХХ века, Вологодская область
Сергей Глебушкин: «В основе костюма — рубаха, сшитая из двух частей: верхняя часть — из льняного полотна с воротом-стоечкой, нижняя — из грубого льняного полотна с ручным кружевом из толстых нитей по подолу. Низ рукавов вышит гладью в виде соединенных кружков. На рубаху надет прямой сарафан из шерстяной ткани в продольную полосу коричневого, красного и зеленого цветов. Его верхняя часть надставлена льняной домотканиной в бело-коричневую клетку. Поверх костюма на женщине надет сукманник — двубортная верхняя демисезонная одежда из толстой шерстяной домотканины, застегивающаяся на крючки. Ворот, правая полочка, край рукавов и карманы отделаны полосой черной ткани. «Сукманник» подвязан поясом в поперечную полосу красного, синего, желтого и зеленого цветов. На одном конце изображены три фигурки — человечки, а сами концы украшены кистями. На голове женщины — сборник из желтой мишурной парчи с брошированными цветными нитями цветочным орнаментом, донце выступает над очельем в виде острого козырька. Головной убор и шею покрывает шерстяная шаль с цветочным и геометрическим орнаментом».
Любопытный факт:
Прямые сарафаны были наиболее распространены во всех уездах Вологодской губернии. А самой любимой тканью для них служил синий холст с белым или желтым растительным узором. Кокошники-сборники со складками, образующими гребень, шились из дорогих тканей, чаще всего из парчи, поэтому были доступны барышням из состоятельных семей.
Прямые сарафаны были наиболее распространены во всех уездах Вологодской губернии. А самой любимой тканью для них служил синий холст с белым или желтым растительным узором. Кокошники-сборники со складками, образующими гребень, шились из дорогих тканей, чаще всего из парчи, поэтому были доступны барышням из состоятельных семей.
Праздничный костюм, конец XIX века — начало XX века, Бурятия (русские), Тарбагатайский район, село Большой Куналей
Сергей Глебушкин: «Костюм состоит из составной рубахи с отложным воротом. Ее верхняя часть — из бордовой ткани, а нижняя — из фланели в синих тонах. На рукавах — вышивка из синих и желтых нитей. Круглый сарафан на пришивных лямках сшит из черного шерстяного полотна в крупную зеленую клетку с букетами из красных роз по центру. По подолу — две полосы из шелковой ткани красного и оранжевого цветов. Поверх сарафана надет фартук с грудкой с нашитыми атласными полосками. Пояс выткан из нитей с орнаментом в виде ромбов. Головной убор — атлас из мягкой шапочки с узкой поднизью из черного бисера и пришитой на нее, уложенной особым способом шелковой жаккардовой шали. В центре налобной части — украшение из полоски парчи и желтых бусин».
Костюм девичий, начало XIX века, Воронежская область, Бутырлинский район, село Клёповка
Сергей Глебушкин: «На девушке рубаха из льняной домотканины с воротом в виде узкой стоечки с вышивкой черными нитями. На груди — разрез с черным геометрическим орнаментом. Рукав у запястья собран под узкую манжету с черной тесьмой и вышивкой красными нитями. По оплечью идет вышивка красными и черными нитями и полоски из черной тесьмы. Сарафан туникообразного кроя с клиньями, пришитыми к заднему полотнищу. Он сшит из черного шерстяного домотканого полотна. Прорези рукавов и горловины украшены белым бисером, а подол — красной тканной полосой. Девушка подпоясана широким шерстяным кушаком, который на концах вышит тамбурным швом в виде цветочного орнамента. На груди у девушки — 24 ряда бус и украшения из бисера».
Любопытный факт:
В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета — белый, красный и черный. Черный цвет — самый популярный, он считается цветом земли и покоя, а также ассоциируется с черноземом.
В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета — белый, красный и черный. Черный цвет — самый популярный, он считается цветом земли и покоя, а также ассоциируется с черноземом.
Женский праздничный костюм, конец XIX — начало XX века, Калужская область, Жиздринский район
Сергей Глебушкин: «На женщине цельнокроеная рубаха из льняного домотканого полотна. Вырез горловины присобран под узкую вышитую планку. У запястья рукав собран под манжету, украшенную тесьмой с геометрическим орнаментом и оборкой из барановской ткани. На оплечье — полоса вышивки и тканевые полоски красного и желтого цветов. По низу подола с передней стороны — широкая полоса ткани из красных нитей с геометрическим орнаментом и узкая полоса вышивки. Со стороны спинки — узкая тканая полоса из красных нитей. Распашная понёва сшита из трех полотнищ шерстяного домотканого полотна в крупную клетку. По подолу пришиты широкая полоса из красной ткани, металлические шнуры, узкий золотный галун, тесьма и пайетки. На стыке полотнищ — две вертикально нашитые широкие полосы из красной ткани. По полю понёвы — помпоны из шерстяных нитей. Завеска (передник) — туникообразного кроя из белого льняного домотканого полотна, затканного в узкую красную полосу. К грудке пришиты полосы из красной ткани, узкое белое кружево и тесьма. По низу подола — кружево с зубчатым краем. На голове женщины — повойник, мягкая шапочка, украшенная металлическим шнуром, пайетками, розетками из разноцветных шерстяных нитей, металлическими пуговицами с пластмассовыми разноцветными вставками и бахромой из синих шерстяных нитей».
Любопытный факт:
В Калужской области девушки и женщины считали, что свадебная рубаха обладает целительными и охранительными свойствами. Сверху чаще всего предпочитали надевать сарафан, богато украшенный только по подолу.
В Калужской области девушки и женщины считали, что свадебная рубаха обладает целительными и охранительными свойствами. Сверху чаще всего предпочитали надевать сарафан, богато украшенный только по подолу.
Женский костюм, конец XIX века, Кировская область
Сергей Глебушкин: «На женщине — составная рубаха из двух частей из льняного полотна с вышивкой по подолу красными нитями. Ворот в виде невысокой стоечки, а по краю рукава пришито узкое кружево. Сарафан с лифом на тонких пришивных лямках, юбка которого сзади собрана в мелкую сборку. Он сшит из красной домотканой пестряди в желтую клетку, на подоле — декоративная вставка из той же пестряди. Верхний край сарафана и лямки окантованы черной тканью. Поверх сарафана надет фартук из двух прямых полос красной домотканой пестряди, верхняя часть присобрана под неширокий пояс. По подолу — полосы из синих нитей. На талии — пояс из разноцветных нитей с узором в виде ромбов. На голове женщины борушка — головной убор в виде мягкой шапочки из красной хлопчатобумажной ткани».
Женский праздничный костюм, начало ХХ века, Костромская область
Сергей Глебушкин: «Праздничный костюм состоит из рубахи с воротом-стоечкой, сшитой из хлопчатобумажных нитей с выработкой. Широкий рукав стянут тонким шнуром, продетым в кулиску с изнаночной стороны. Таким образом, образовалась оборка. Поверх надет прямой сарафан на пришивных лямках из домотканого льняного полотна сложного ткачества, по подолу — два ряда бахромы из красных нитей. На сарафан повязан фартук из двух полос домотканой пестряди в желтую клетку, нижний край которого украшен полосами из желтых нитей. На талии — пояс из разноцветных нитей в продольную полосу с распущенными концами. Головной убор женщины составной: повойник — состоит из донца и очелья. К донцу пришито мягкое очелье из красного шелка, сзади — кусок ткани квадратной формы на твердой основе; налобник — из золотного металлического галуна с пришитыми к концам тесемками, надет сверху очелья».
Любопытный факт:
В народной одежде всегда любили красный цвет, ведь в старину слово «красный» означало еще и «красивый». В Костромской, Ярославской и в некоторых других северных губерниях костюм состоял из красной рубахи и красного сарафана.
В народной одежде всегда любили красный цвет, ведь в старину слово «красный» означало еще и «красивый». В Костромской, Ярославской и в некоторых других северных губерниях костюм состоял из красной рубахи и красного сарафана.
Праздничный костюм, вторая половина XIX века, Курская область, Белёвский район, деревня Белица
Сергей Глебушкин: «В костюм входит составная рубаха, верхняя часть которой из льняного полотна сложного ткачества. Рукав присобран и закреплен на внутренний шнур. По оплечью — ткачество с ромбовидным орнаментом. Поверх рубахи надет косоклинный сарафан из шерстяного домотканого полотна. К лямкам и верхней планке сарафана пришита полоса бархата и золотный галун с зубчатым краем. Низ подола украшен золотным металлическим галуном и полосой красного штофа «обликатный». Завеска из красной шерстяной ткани, присобрана на груди под планку и расшита цветами. На талии — тканный пояс из разноцветных нитей, украшенный бисером и помпонами. Головной убор — сорока, составной: налобник сшит из красной ткани с завязками на концах, украшен металлическим золотным галуном и шнуром, обвитым золотной нитью; позатыльник — прямоугольной формы на твердой основе, с завязками; кичка — в виде твердой шапочки лопатообразного типа, обшита металлическим золотным галуном. Самая крупная деталь — бант из разноцветных атласных лент».
Курская область, Беловский район, село Белица. Русский народный женский костюм XIX века
Женский праздничный костюм, вторая половина ХIХ века, Липецкая область, Данковский район, село Перехваль
Сергей Глебушкин: «Наряд женщины составляет кофта из сизого шелка с «перебором» (сборками под грудью) и отложным воротником из оранжевой ткани. Ее воротник, края рукавов и низ кофты украшены белым кружевом. Под кофтой надета юбка из красного штофа на узких удлиненных пришивных лямках, с золотной бахромой на подоле. Голову и плечи покрывает шелковая шаль с брошированным цветочным орнаментом из серебристо-желтых нитей. По ее периметру пришита тесьма с длинными кистями».
Любопытный факт:
В Липецкой области атласные платки носили только незамужние девушки. Их называли «жаровые», потому что на солнце они горят и отливают, как жар. А замужние женщины надевали на голову лычку — косынку.
В Липецкой области атласные платки носили только незамужние девушки. Их называли «жаровые», потому что на солнце они горят и отливают, как жар. А замужние женщины надевали на голову лычку — косынку.
Женский праздничный костюм, середина XIХ века, Нижегородская область, Кстовский район, село Безводное
Сергей Глебушкин: «В костюм входит рубаха из тонкой бледно-желтой ткани фабричного производства. Широкий рукав заужен книзу и украшен тонким кружевом. Сверху на рукав нашита прозрачная шелковая ткань с вышивкой цветочного рисунка. Сарафан — москаль на удлиненных лямках, из шелковой плотной ткани с фактурным рисунком — штофа бордового цвета. По подолу — золотная бахрома. Душегрея — кафтанчик, нагрудная распашная одежда на лямках, стеганная на вате. Она сшита из бордового бархата и вышита золотной нитью обильным цветочным орнаментом. Лямки, верх душегреи и края полочек обшиты золотным галуном, а по низу идет золотная бахрома. На спинке — 17 трубчатых складок, боры. На голове женщины косынка, головка из бордового шелка треугольной формы. Ее налобная часть и углы украшены золотным шитьем стилизованного цветочного рисунка, а по углам — золотной бахромой. Шею украшает ожерелье из полоски красного шелка, расшитой бисером и пуговицами со стеклянными глазками, а снизу пришиты фигурные цепочки и нити из бисера. Серьги собраны из бисера и стразов на металлической основе».
Нижегородская область. Женский праздничный костюм XIX века
Любопытный факт:
В Нижегородской области было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны. А по богатству головного убора судили о достатке семьи, поэтому его бережно хранили и передавали по наследству.
В Нижегородской области было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны. А по богатству головного убора судили о достатке семьи, поэтому его бережно хранили и передавали по наследству.
Костюм невесты, конец XIX века, Орловская область, Новосильский район, село Сороки (ранее Тульская губерния)
Сергей Глебушкин: «На свадебной рубахе девушки — рукава с оборками из шелковых лент и белого кружева. По ее подолу идет полоса с геометрическим орнаментом в виде ромбов из разноцветных нитей. Сверху надета глухая понёва (которая носится с подтыком — уточкой). Ее низ украшен красной шерстяной тканью с зигзагообразной капроновой лентой, металлическим золотным галуном и полосой из разноцветных шерстяных нитей. На поясе — фартук из шерстяной ткани, расшитый шелковыми лентами, мишуной тесьмой и полосой с геометрическим орнаментом из разноцветных нитей. Головной убор — сорока, сшит из штофа бордового цвета, на очелье вставка золотного шитья и мишурный, металлический, золотистый галун. Сорока кареобразной формы сшита из разноцветных, сосборенных шелковых лент. К ее тыльной стороне прикреплены индюшиные перья. Височные украшения — пушки из свалянного гусиного пуха. Нагрудное украшение — из шелковой красной ленты с цветочным орнаментом, пришитой на полоску ткани розового цвета. Наплечные украшение — полеты (пара) из сшитых между собой шелковых разноцветных лент с розеткой».
Любопытный факт:
Орловские крестьянки более остальных любили использовать множество видов и способов украшения одежды. Все праздничные костюмы неизменно создавались на основе композиции, выработанной веками.
Орловские крестьянки более остальных любили использовать множество видов и способов украшения одежды. Все праздничные костюмы неизменно создавались на основе композиции, выработанной веками.
Орловская область, Новосильский район. Русский народный женский костюм XIX века
Женский праздничный костюм, конец XIX века, Новгородская область, Пестовский район, село Осипово
Сергей Глебушкин: «На женщине — составная рубаха, верхняя часть которой из кумача, а стан из грубой конопляной домотканины. Сарафан в виде высокой юбки на длинных узких лямках сшит из льняной домотканины темно-синего цвета. По подолу идут полосы из яркого набивного ситца Барановской мануфактуры, разделенные полосками из белых зубчиков. Поверх сарафана — фартук из двух полотнищ, по подолу которого расположены геометрический орнамент, алая лента и белое кружево. Головной убор — сорока, состоит из трех сшивных частей: очелья, донца и затылочной части. Очелье с нашитым золотным шитьем, золотным галуном и поднизью из бисера. Донце — на твердой основе со сплошным золотным шитьем цветочного орнамента. На затылочной части — ленты-завязки из красной шелковой ткани».
Женский костюм, конца ХIХ — начала XX века, Пензенская область, Земетчинский район (ранее Тамбовская губерния)
Сергей Глебушкин: «На женщине — рубаха из домотканого полотна. На ее груди вышивка геометрическим орнаментом и вставки из красной ткани. Сужающийся книзу рукав выше локтя украшен тканными полосами из красных ниток и полоской вышивки по низу. Поверх рубахи надета глухая понёва из домотканого шерстяного полотна. Ее подол оформлен красной полосой с черным набивным цветочным орнаментом, нашитыми шелковыми лентами и кружевом. По краю подола — плетеный шнур из красных шерстяных нитей. Шушпан — нагрудная одежда туникообразного кроя из льняного домотканого полотна. У нее короткий рукав с красным ткачеством и нашитой синей тесьмой. Между центральным и боковыми полотнищами — вставки из кумача. Низ боковых полотнищ украшен полосой ткачества красными нитями. По низу шушпана — полосы кумача и ткачества. Под шушпаном узкий пояс из разноцветных шерстяных нитей, украшенный бисером и кистями из красных и желтых нитей».
Праздничный костюм, конец XIX — начало XX века. Рязанская область, Сасовский район, село Салтыково (ранее — Тамбовская губерния, Спасский уезд)
Сергей Глебушкин: «Это костюм моей бабушки и самый первый в моей коллекции. Он состоит из рубахи, сшитой из синей ткани с цветочным рисунком из неотбеленного льняного полотна. Ворот в виде стоечки, застегивается на белые пуговицы и воздушные петли. Длинный рукав заканчивается манжетой. Понёва — «понька» глухая, сшита из красного домотканого полотна из шерстяных и льняных нитей, с узкими черными поперечными полосками. Подол понёвы украшен разноцветными шелковыми лентами, двумя рядами золотного металлического галуна, широкой полосой красной шерстяной ткани, перламутровыми пуговицами и металлическими блестками. Запон — передник из красной ткани на кокетке, к передней части которой пришито широкое присборенное полотнище ткани. Кокетка и нижняя часть подола украшены шелковыми лентами, золотным металлическим галуном и бахромой. К краю подола пришита оборка. Пояс соткан из красных шерстяных нитей, концы украшены полосами разноцветных шелковых лент, галуном, рядом белых пуговиц и кистями из шерстяных нитей. Головной убор — составной: повойник, декорированный цветными лентами и разноцветным бисером; «рога» — в виде жесткого валика, вложенного внутрь повойника. Наспинное украшение — ленты, сделаны из черного бархата, к которому пришиты длинные разноцветные ленты».
Рязанская область, Сасовский район. Русский народный женский костюм XIX века
Женский праздничный костюм, вторая половина XIХ века, Смоленская область, Угранский район, деревня Бельдюгино
Сергей Глебушкин: «Костюм состоит из цельнокроеной рубахи сшитой из льняного домотканого полотна. Ее длинный рукав полностью заткан красно-оранжевыми нитями геометрическим орнаментом. На запястье сборка из кумача. По низу подола — полоса красного ткачества. На рубаху надет косоклинный сарафан из темно-синей ткани, по его лямкам, груди, передней части и подолу нашита шелковая тесьма в красно-желтых тонах. По краю подола — полоса из красной ткани. Женщина подпоясана широким кушаком из шерстяных зеленых нитей, на концах которого вышивка разноцветными нитями стилизованного крупного цветка и кисти».
Костюм некрасовской казачки, первая половина XX века, Ставропольский край, Левокумский район, поселок Кумская Долина
Сергей Глебушкин: «Рубаха казачки состоит из двух частей: верх — хлопчатобумажная ткань темно-синего цвета в цветочный рисунок, низ — темно-синего цвета в цветочный рисунок. Рукава из шелка заужены у предплечья, а их окончание собрано под манжету. По оплечью нашиты разноцветные атласные ленты и полоски ткани. Поверх рубахи — «балахон», верхняя плечевая одежда, сшитая из хлопчатобумажной ткани в бордовые и черные узкие продольные полосы. По оплечью — разноцветные шелковые полосы. Завеска (передник) из шелковой ткани, украшен по подолу кружевом и полосой из зеленой шелковой ткани — кырмызом. По бокам пришиты завязки из разных кусочков тканей — мутозоки. На голове женщины — платок с бахромой из разноцветных нитей и белым искусственным кружевом».
Женский праздничный костюм, конец XIX — начало XX века, Тверская область, Ржевский район, деревня Домашено
Сергей Глебушкин: «На женщине — рубаха из льняной домотканины. Ее полики со вставками из красного кумача украшены фабричной тесьмой с цветочным орнаментом. Широкий рукав завершается манжетой. На рукаве — тканный геометрический орнамент и вставка ажурной вышивки (перевить) разноцветными нитями. Косоклинный сарафан из льняной домотканины украшен шелковой тесьмой в поперечную полосу с жаккардовым растительным орнаментом. По центру переда — полоса ситца в мелкий цветочек, окантованная плетеным зеленым шерстяным шнуром, декорированная металлическими пуговицами со стеклянными вставками. По подолу — шелковая лента, металлический галун и полоса «французского» ситца с многоцветным цветочным орнаментом по красному фону. На талии — пояс в поперечную полосу, вытканный из разноцветных нитей. Ее образ завершает головной убор сорока в виде косынки из бордового сатина, с очельем из золотного галуна. Угол косынки украшен узким металлическим галуном и бахромой из разноцветных шерстяных нитей, а концы завязок — галуном и разноцветными шелковыми лентами».
Женский костюм, конец XIX века, Тульская область, Белёвский район, село Болото
Сергей Глебушкин: «В наряде женщины — рубаха из домотканого полотна, с рукавами, собранными в манжеты у запястья. Оплечье украшено ткачеством в виде крупного геометрического орнамента красными нитями. На рубаху надет сарафан круглого кроя на узких лямках из черного сатина. Поверх сарафана — запан (фартук) на кокетке из домотканого льняного полотна. На передней части пришита полоса вышивки красными и черными нитями. Низ подола украшен ткачеством в виде геометрического орнамента красными нитями и кружевом с зубчатым краем».
Благодарим за предоставленные фотографии и информацию Сергея Глебушкина.
Смотрите также