Яркие цветы на черном поле. Лучшая пара для самовара. 10 фактов о Жостово

История жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы — и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую.
1. Успех Жостово — от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский — производство подносов — и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды — продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре.
2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати — новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос — лучшая пара для самовара.
3. Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».
4. Визитная карточка жостовских подносов — букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя.
5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.
6. Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.
7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники — Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет — знаменитая цветочная роспись.
8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.
9. В деревне Жостово находится один из крупнейших Музеев подносов. Но жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее. Фабрика принимала участие и в культурной программе саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
10. Яркие цветы на черном фоне знают и любят во всем мире. В Германии, Италии, Бельгии. К слову, в Брюсселе, на Всемирной выставке, подносы буквально расхватали. Дважды пришлось посылать за новыми на фабрику. Подносы из подмосковной деревни есть в коллекциях политиков и монархов, в их числе — Лора Буш, Жак Ширак, Елизавета II.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна