Филигранное искусство
Филигрань — символ изящества и мастерства. Затейливо переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера. На Руси это искусство называют сканью — со старославянского «скручено, свито вместе».
Главный секрет этого ремесла — тонкая металлическая нить и замысловатое плетение, а мягкие благородные металлы — золото и серебро — лучше всего подходят для работы. Проволока вытягивается щипцами через отверстие в стальной пластине. При правильном подходе из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров.
Попали на Русскую землю проволочные кружева торговыми путями с Востока. А придумали эту тонкую работу в Египте. Жители Средиземноморья — греки, финикийцы и даже индийцы — не преминули перенять опыт Страны фараонов. Так начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань и стала основой ювелирного мастерства.
В IX веке техника скани прижилась в Киевской Руси. Мастера к ремеслу подошли творчески. Помимо маленьких шариков, «вплетали» в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. В то время скань была мало кому по карману, и ювелиры работали по заказу знати и церкви. Один из ярких примеров ювелирного мастерства — шапка Мономаха, сплошь увитая скаными узорами.
* На фотографии: Шапка Мономаха. Оружейная палата. Музеи Московского Кремля.
Искусство скани — одно из немногих, что распространились по городам и областям. Височные кольца, лунницы, бусы и браслеты плетут из золота и серебра в землях Черниговских, Переяславских, Владимиро-Суздальских и Московских. Ювелиры оглядываются на итальянский и венгерский опыт. Правда, и в рисунках, и в расцветке работы полностью самобытны.
* На фотографии: Бармы-ожерелье. XII в. Оружейная палата. Музеи Московского Кремля.
Самые известные мастера скани, основоположники самобытного русского стиля в XIV–XV веках — Иван Фомин и инок Амвросий. Фомин был мастером Государева двора, Амвросий жил и работал в Троице-Сергиевой лавре. Оба они хорошо знали секреты греческих ювелиров и умело вплели иноземные мотивы в русский орнамент. Работы самых известных мастеров Средневековья сейчас находятся в Троице-Сергиевой лавре.
Едва не погубило русскую скань татаро-монгольское нашествие. И дело даже не в том, что захватчики выгребали все самое ценное из княжеских сундуков. Велась настоящая охота за самыми искусными ремесленниками. Мастеров первыми угоняли в Орду — в рабство. Однако не все крупные города были разграблены. Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения благодаря тому, что они выплачивали дань. Удалось сохранить и мастеров, и их уникальные работы.
Спустя столетия ювелиры покрывали сканью не только украшения. Пользовались спросом сухарницы, шкатулки и даже дамские сумочки. Но самый ходовой товар — пуговицы ажурного плетения. Делали их ремесленники-ювелиры — пуговичники. Носили такие пуговицы в дореволюционной России повсеместно и дворяне, и даже зажиточные крестьяне. Правда, стоимость тех пуговок в два раза превышала стоимость самой одежды.
Во время революции скань оказалась на грани исчезновения. Но уже в 30-е годы ХХ века ювелиры вновь плетут драгоценные узоры. Скань стала визитной карточкой всего русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Работы мастеров из России покорили сначала Европу, а потом и Америку. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Второе испытание переменами, а точнее, прогрессом скань пережила в 90-х годах прошлого столетия. Как говорят мастера, «искусство легкости» не выносит потрясений, не терпит суеты — только неспешность и вдумчивый подход. Серийное производство литых украшений пытается вытеснить скань. Но настоящая ручная работа может сравниться разве что с неповторимыми морозными узорами на окнах.
Самый известный клад со сканью был обнаружен в Старорязанском городище в 1822 году. Как водится, случайно. Местные крестьяне, строившие дорогу, нашли кожаную суму, полную сокровищ. Исследователи сделали вывод, что клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Скань эта была настолько уникальна, что по императорскому указу стала экспонатом Эрмитажа. Самые древние изделия русских мастеров хранятся в Оружейной палате.
Смотрите также