«Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого: история создания

«Детство»
 — первое произведение Льва Толстого
, которое вышло в печать. После публикации Николай Некрасов
назвал автора в личной переписке
«надежным талантом». Позже Толстой создал продолжение книги — еще две повести, «Отрочество»
и «Юность»
. И хотя главным героем произведения стал не сам Толстой, а вымышленный собирательный образ Николая Иртеньева, трилогия считается автобиографической: автор включил в нее многие события из своей жизни и истории своих близких. Читайте, как Толстой создал повести, которые сделали его известным.

История создания трилогии

Лев Толстой. Санкт-Петербург, 1856 год. Фотография: Сергей Левицкий /<a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1856._%D0%9B.%D0%9D.%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9.jpg?uselang=ru#/media/File:1856._%D0%9B.%D0%9D.%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public Domain</a>
Братья Толстые (слева направо): Сергей, Николай, Дмитрий, Лев. 1854 год. Фотография: Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Лев Толстой (слева) с братом Николаем перед отправлением на Кавказ. 1851 год. Фотография: Карл Петер Мазер / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nicholas_and_Leo_Tostoy_(Carl_Peter_Mazer,_1851)_(cropped).jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public Domain</a>
Лев Толстой
начал работу над повестью «Детство»
в 1850 году. В то время молодой граф жил в имении Ясная Поляна
Тульской губернии. Весной 1851 года Толстой вместе со старшим братом Николаем отправился на Кавказ
 — добровольцем на военную службу. Там же он и закончил первый вариант «Детства». Этот текст сильно отличался от окончательного: автор несколько раз редактировал повесть, разделил ее на главы и исключил некоторые автобиографические эпизоды. В дневнике он отметил: «Детство» кажется мне не совсем скверным. Ежели бы достало терпения переписать его в 4-й раз, вышло бы даже хорошо…»
Личные дневники
Лев Толстой вел всю жизнь. В заметках граф фиксировал события дня, составлял расписания и списки дел, рассуждал о своих моральных качествах и о том, какие из них он хотел бы изменить. А еще записывал истории, которые услышал, и набрасывал словесные портреты друзей, родственников и случайных знакомых. Некоторые исследователи полагают, что именно благодаря дневникам Толстой со временем стал заниматься литературой.
…Переход к литературе совершается у Толстого непосредственно через дневник, и наоборот — дневник, тем самым, должен рассматриваться не только как обычная тетрадь записей, но и как сборник литературных упражнений и литературного сырья.
Борис Эйхенбаум. «Лев Толстой. Исследования. Статьи»
Еще писатель рассуждал в дневниках о книгах, которые читал
. Например, в юности его увлекало «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Лоренса Стерна. Произведение представляло собой дорожные заметки
без линейного сюжета — то есть события выстраивались не в хронологическом порядке. Позже в «Детстве» Толстой тоже отказался от этого вида повествования. Борис Эйхенбаум назвал произведение «сцеплением отдельных сцен и впечатлений».
Изначально Лев Толстой не собирался писать продолжение повести. Но во время работы над ней у него появился замысел книги «Четыре эпохи жизни». И вот в ней Толстой решил рассказать уже не только о своем детстве, но и об отрочестве (подростковом возрасте), юности и молодости.
4 эпохи жизни составят мой роман до Тифлиса. Я могу писать про него, потому что он далеко от меня. И как роман человека умного, чувствительного и заблудившегося, он будет поучителен.
Лев Толстой, запись из дневника от 30 ноября 1852 года
В 1852 году, еще на Кавказе, Толстой начал работать над «Отрочеством»
, а третью часть, «Юность»
, автор писал в 1854 году. В то время шла Крымская война и началась известная оборона Севастополя
, которая длилась почти год. Лев Толстой жил в это время в осажденном городе, участвовал в ночных вылазках и дежурил на одном из участков фронта. Вся работа над автобиографической трилогией — с перерывами на другие тексты — заняла шесть лет. Одновременно с «Юностью» Толстой писал военные рассказы о битвах за Севастополь.

Основные герои повестей

Василий Тропинин. Портрет Арсения Тропинина. Около 1818. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. На меже. Вера Репина с детьми идет по меже. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Главным героем автобиографической трилогии Толстого
стал не сам писатель, а юный дворянин Николай Иртеньев. По сюжету он жил вместе с родителями, братом Володей и сестрой Любой в имении в провинции. Толстой описывал события его дня, отношения с родителями и другими взрослыми — гувернером
и слугами. Переломным моментом для семьи стало большое горе — смерть матери. О событиях после потери рассказывается в повестях «Отрочество»
и «Юность»
: в них по сюжету герой переехал в Москву и поступил в университет.
Многие из глав посвящены персонажам книги: «Учитель Карл Иваныч», «Маmаn», «Папа», «Наталья Савишна». Почти каждого из них автор списывал с реальных людей, но не всегда с родственников. Например, родной отец Толстого умер, когда Льву было девять лет, и прототипом главы семейства в трилогии стал сосед, помещик Александр Исленьев: «Две главные страсти его в жизни были карты и женщины».
Образ главного героя, по мнению исследователей, собран из нескольких прототипов. Сам автор отмечал: «Замысел мой был описать историю не свою, а моих приятелей детства». Прототипом Николеньки мог стать Владимир Иславин, который жил также по соседству с Толстыми, и один из родных братьев писателя.
Мать Николеньки в повести — образ полностью вымышленный. Родная мать Льва Толстого, Мария Волконская, умерла, когда ему было два года. У писателя даже не сохранилось ее изображения: она не любила позировать художникам. На память семье остался лишь портретный силуэт, вырезанный из бумаги.

Публикации книг и отзывы критиков

Фотоавтопортрет Льва Толстого в Ясной Поляне. 1862 год. Фотография: Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Слева направо стоят: Лев Толстой, Дмитрий Григорович; сидят: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин и Александр Островский. Санкт-Петербург, 1856 год. Фотография: Сергей Левицкий / Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Лев Толстой. Москва, 1862 год. Фотография: Михаил Тулинов / Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Повести по частям опубликовали в журнале «Современник»
. Когда автор отправлял издателю
«Детство»
, он попросил подписать текст инициалами Л.Н. В то время журнал возглавлял Николай Некрасов
. О Толстом он писал: «…это талант новый и, кажется, надежный». А самому автору отправил письмо, в котором посоветовал «не прикрываться буквами, а начать печататься прямо с своей фамилией».
«Детство» вышло в отредактированном виде. Толстой
ознакомился с текстом и написал издателю целое письмо о правках: «…вы изменили все, начиная с заглавия. Прочитав с самым грустным чувством эту жалкую изуродованную повесть, я старался открыть причины, побудившие редакцию так безжалостно поступить с ней. Или редакция положила себе задачею как можно хуже изуродовать этот роман, или бесконтрольно поручила корректуру его совершенно безграмотному сотруднику».
Название повести Некрасов изменил, скорее всего, по художественным соображениям. Произведение вышло под заголовком «История моего детства». А еще издатель не опубликовал предисловие, что тоже вызвало недовольство автора. Об этом Толстой писал: «Заглавие «Детство» и несколько слов предисловия объясняли мысль сочинения; заглавие же «История моего детства» — противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Также писатель указывал на многочисленные опечатки, обрезанные фразы, неудачные замены слов. Например, в первой главе вместо фразы «образок моего ангела» включили «портрет моей маменьки». Однако гневное письмо издателю Толстой так и не отправил: посчитал его слишком безапелляционным.
Несмотря на все нюансы с редактурой, критики и читатели приняли повесть положительно. Иван Тургенев
писал Толстому, что в Париже
произведение «производит фурор». Публицист Николай Чернышевский
отмечал, как тонко автор отобразил психологию ребенка и его «диалектику души». Так Чернышевский назвал процесс, при котором зарождаются и формируются мысли, чувства, настроения и ощущения, как они перерастают из одного в другое.
Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающие теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, останутся существенными чертами его таланта, какие бы новые стороны ни выказались в нем при дальнейшем его развитии.
Николай Чернышевский. Из статьи «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»
«Юность»
в журнале «Современник» вышла с пометкой «Первая половина». Однако вторую часть автор так и не написал — как и четвертую повесть «Четырех эпох жизни», посвященную молодости. Идеи этих произведениях он воплотил в зрелые годы в других своих книгах.
Автобиографическая трилогия Толстого принесла ему известность. И стала вдохновением
для других писателей: Николай Гарин-Михайловский создал «Детство Тёмы»
, Алексей Толстой
 — «Детство Никиты», Максим Горький
 — трилогию «Детство»
, «В людях» и «Мои университеты»
.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна