Три выступления Федора Шаляпина
Федор Шаляпин родился в крестьянской семье в Казани, в молодые годы учился на сапожника и подрабатывал статистом в провинциальной драматической труппе. Прославился он как певец, один из самых известных русских басов. Шаляпин выступал на многих сценах: в московском Большом театре, итальянском оперном доме Ла Скала и американском «Метрополитен-опера». Рассказываем о трех знаковых выступлениях всемирно известного артиста, которого называли царь-басом.
Первая сольная партия
1890 год, Уфа, Стольник в опере «Галька»
Театральный путь Федора Шаляпина начался в драматическом театре. Он считал датой своего дебюта сентябрь 1889 года: будущий артист вступил в казанскую драматическую труппу Василия Серебрякова на должность статиста. Шаляпин тогда уже пел — в соборном хоре. Вскоре он дебютировал и в опере: исполнил партию Зарецкого в «Евгении Онегине».
Первую большую роль Федор Шаляпин получил позже. После сезона-1889/90 он отправился в Уфу. Там его наняли хористом в опереточную труппу Семена Семенова-Самарского. Стать солистом Шаляпину помог случай. 18 декабря 1890 года играли оперу «Галька» польского композитора Станислава Монюшко. Перед спектаклем заболел один из ключевых артистов — исполнитель партии Стольника, отца заглавной героини. Хористу с хорошо поставленным голосом доверили выйти на сцену в одной из главных ролей.
В ходе спектакля случился инцидент, который Федор Шаляпин описал в своей книге «Душа и маска»: во время одной из сцен певец промахнулся и сел мимо стула. Как это произошло — автор не уточнял. Возможно, сказалось малое число репетиций: артиста ввели в спектакль накануне выступления.
Случай на общем впечатлении от выступления Шаляпина не сказался. Артист писал, что Семенов-Самарский «был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната». Он добавил к гонорару певца пять рублей и начал давать ему другие сольные партии. Сам Федор Шаляпин считал, что ситуация пошла на пользу: избавила от излишней уверенности в себе.
Хороший признак новичку в первом спектакле — на сцене при публике сесть мимо стула.
Федор Шаляпин
Дебют в Большом театре
1899 год, Москва, Мефистофель в опере «Фауст»
После полноценного дебюта в Уфе Шаляпин на несколько лет остался в провинциальных оперных антрепризах — частных театрах. Однако средоточием музыкальной жизни были крупные города, и Шаляпин мечтал перебраться туда. В 1894 году он недолго проработал в Московской частной опере Михаила Лентовского, а позже уехал в Петербург. Меломаны уже знали его и приглашали в светские салоны — например, спеть арию Ивана Сусанина. В 1895 году певец получил место солиста в Мариинском театре. Ему тогда исполнился 21 год. Друзьям Федор Шаляпин писал: «Ты подумай, я, подзаборный Федя, и вдруг стал артистом императорских театров!»
В труппе Мариинки Шаляпин пробыл недолго. В XIX веке репертуар басов был невелик, а в театре работали и более опытные певцы с этим тембром — среди них отец Игоря Стравинского Федор Стравинский. Шаляпин получал мало выступлений. Летом 1896 года он уехал на летний сезон в Нижний Новгород, в театр Саввы Мамонтова. После дебюта в партии Ивана Сусанина меценат пригласил артиста в свою московскую Частную русскую оперу.
Работа у Мамонтова принесла Шаляпину известность. После четырех лет в труппе певец снова поступил в Императорские театры, на этот раз в Большой. Пригласил его лично Владимир Теляковский — театральный администратор, управляющий Московской конторой Императорских театров и будущий последний их директор. Федор Шаляпин в книге «Страницы моей жизни» вспоминал, что Теляковский был готов создать все нужные для артиста условия и перестроить работу театра под его привычки: «Вот мы все и будем постепенно делать так, как вы найдете нужным».
Для дебюта выбрали партию, которую Шаляпин исполнял довольно часто, — Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Образ дьявола артист примерил еще в Тифлисе в 1893 году, а позже играл и в Мариинском театре, и в Частной опере. Об исполнении у Мамонтова писал музыкальный критик Семен Кругликов: «…точно сошел с картины первоклассного художника, с лучшей иллюстрации к Гётеву Фаусту — сам длинный, костлявый, а бледное лицо с довольно редкой растительностью то и дело передергивается язвительной гримасой; но и здесь ничего утрированного, ничего грубо подчеркнутого. Поет артист со свойственной ему даровитостью фразировки, так и пропитанной на этот раз беспощадной иронией и презрением».
Выступление в Большом театре 24 сентября 1899 года оценили и критики, и публика. Театральные газеты и журналы хвалили образ, который создал артист.
Весь спектакль превратился для артиста в сплошной грандиозный триумф, какого давно не видели стены Большого театра. Первое появление г. Шаляпина было встречено бесконечными громовыми рукоплесканиями. Такие же овации повторялись множество раз и во время действия, и после каждого акта «Фауста». Артиста в этот вечер вызывали не менее 30 раз. Кроме того, ему поднесены были шесть венков: пять лавровых и цветочных и один серебряный на изящном щите, с надписями «Великому артисту», «Гордости и славе русской оперы», «…Шире дорогу певцу-художнику» и т. д.
Рецензия в газете «Русские ведомости»
Мефистофель остался одной из коронных партий Федора Шаляпина до конца карьеры. Он часто выбирал этот образ для первого выступления в других театрах. Например, в 1901 году певец появился на сцене миланского Ла Скала как Мефистофель из одноименного сочинения Арриго Бойто.
Читайте также:
Последнее выступление в России
1922 год, Петроград, песня «Дубинушка»
Федор Шаляпин до революции пользовался огромной популярностью у российских зрителей. Критик Юрий Беляев называл его «царь-басом». После 1917 года он продолжил работать — даже несмотря на то, что раньше служил в Императорских театрах и однажды во время спектакля преклонил колено перед Николаем II, который сидел в ложе. Шаляпин поддерживал революцию: он давно сочувствовал рабочим, пел для них, иногда бесплатно. А благодаря поддержке Владимира Ленина артист не только не лишился имущества и статуса, но и вскоре возглавил Мариинский театр.
Однако в 1920-х ситуация начала меняться. Артист решил покинуть СССР. Перед отъездом он дал несколько бесплатных концертов — в Москве и Петрограде. Выступление в бывшей столице стало для Шаляпина прощанием с российской публикой и страной. 29 июня 1922 года Федор Шаляпин пел на сцене Большого зала Петроградской филармонии.
Сотни жаждущих проникнуть в здание толпились у подъездов, запрудив Михайловскую улицу. Ровно в 2 часа дня вспыхнули переливами огней огромные хрустальные люстры. На эстраду помпезного концертного зала вышел Шаляпин. Артист был в полном параде, в безукоризненном фраке. Он блистал брильянтовыми запонками, своей величественной осанкой. В программе были собраны любимые оперные арии и романсы, создавшие шаляпинскую концертную славу. Слушатели бурно аплодировали артисту, заставляя его бисировать по многу раз. Под конец он пел русские народные песни, в которых звучала неизбывная тоска по широкому волжскому раздолью.
Из воспоминаний Бориса Филиппова, директора Центрального дома работников искусств и Центрального дома литераторов
Шаляпин завершил концерт революционной «Дубинушкой». Она стала последней песней, которую известный бас исполнил на родине. На следующее утро он сел на пароход «Обербюргермейстер Хаккен» и отправился в Германию. Из поездки, которая изначально предполагалась как лечебная, Федор Шаляпин не вернулся.
Автор: Тата Боева
Смотрите также