Тест: угадай мелодию
Мы собрали высказывания знаменитых композиторов об их собственных произведениях. Слушайте композиции и пробуйте угадать, каким сочинениям соответствуют цитаты.
- «Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой, — пусть догадываются… Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал».
- «Первая тема *** ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»!.. Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, — и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» оркестровое сопровождение».
- «Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной».
- «Однако сочинение *** шло довольно медленно и с затруднениями; я старался ввести побольше контрапункта, в котором искусен не был, и, соединяя темы и мотивы между собой с некоторым насилием, значительно сушил свою непосредственную фантазию. Причиной тому была, конечно, недостаточная техника, а между тем меня непреодолимо влекло к приданию фактуре своих сочинений большого интереса».
- «И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая». Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ и как может запоздалый пьяный стучать в дверь, чтобы ему отворили».
- «Мне нужно было тут дать свет… Свет и радость… Вместо света получилось какое-то принуждение, парадность… Свет-то я уже потом нашел».
- «Каждый эпизод *** связан в моем воображении с конкретным впечатлением о войне, очень часто исходящим от кинематографа… Начало, в частности, совершенно необъяснимым для меня образом явилось музыкальным откликом на хроникальные и документальные фильмы, в которых я видел солдат, марширующих гусиным шагом. Квадратный маршевый ритм, инструментовка в стиле духового оркестра, гротескное крещендо у тубы — все связано с этими отталкивающими картинами…»
Автор: Полина Пендина
Смотрите также