5 цитат о зиме из классических романов

Зиму не раз описывали русские классики — «Культура.РФ» выбрала несколько цитат об этом времени года. Читайте о том, какой была зима в родной деревне Ильи Обломова Обломовке, как Лев Толстой описывал Святки и почему зимний пейзаж в романе «Отцы и дети» Тургенева — это «элегия, переходящая в реквием».

Зимние картины из «Евгения Онегина»

Иван Шишкин. Зима. 1890. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Шишкин. Зима. 1890. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
В «энциклопедии русской жизни» — романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина — много пейзажной лирики. А зиму в произведении поэт описывает целых три раза: в четвертой, пятой и седьмой главах. Дважды он рассказывает о холодах в деревне, привычках и делах ее жителей — крестьян и дворян. А в седьмой главе Пушкин описал уже зиму в Петербурге: «На синих иссеченных льдах / Играет солнце; грязно тает / На улицах разрытый снег».
Пейзажную лирику в «Евгении Онегине» Пушкин использовал с разной целью. Описания зимы ему нужны и для того, чтобы дополнить портрет главного героя — Евгения Онегина, и чтобы показать быт и нравы жителей России первой половины XIX века.

Святки в «Войне и мире»

Константин Маковский. Святочное гадание (фрагмент). 1900-е. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Константин Маковский. Святочное гадание (фрагмент). 1900-е. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Пришли Святки, и, кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме надетых на всех новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего Святки, а в безветренном двадцатиградусном морозе, в ярком, ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени.
Лев Толстой. «Война и мир»
У Льва Толстого в его романе-эпопее «Война и мир» описание зимней природы соседствует с рассказом о Святках. Об обычаях и традициях этого праздника в книге можно прочесть дважды. Толстой описывает Святки в 1806 и 1810 годах.
Пейзаж в обоих случаях служит фоном, а главными становятся эмоции героев. В романе Толстой очень точно передал особое святочное настроение. Филолог Елена Лулудова писала: «Анализ… произведения Л. Толстого показывает, что ему удалось тонко определить своеобразие святочного настроения в народном понимании. <…> С народной точки зрения, необходимы веселье и разгул, ненадолго освобождающие от чопорности и однообразия».
Герои наряжаются, ходят на балы, разговаривают о сверхъестественном. Именно на празднике они могут быть «особенно счастливы и веселы».

Зима в Обломовке

Иван Айвазовский. Мельница (фрагмент). 1874. Частное собрание
Иван Айвазовский. Мельница (фрагмент). 1874. Частное собрание
Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживает свой характер вплоть до узаконенной поры тепла; не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами; все идет обычным, предписанным природой общим порядком. В ноябре начинается снег и мороз, который к Крещенью усиливается до того, что крестьянин, выйдя на минуту из избы, воротится непременно с инеем на бороде; а в феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны.
Иван Гончаров. «Обломов»
Зима в Обломовке в книге Ивана Гончарова описана в одной из самых важных глав всего романа — «Сон Обломова». Этот отрывок прозаик опубликовал уже в 1848 году, когда большая часть произведения еще не была готова.
Обломовка для главного героя романа — идиллический край, где всегда царит мир и согласие. Поэтому и зима здесь не кажется суровой, несмотря на мороз и холод. Философ и литературовед Михаил Бахтин заметил, что Гончаров часто пользовался приемом олицетворения, когда описывал природу в Обломовке: «В описании обломовской природы доминирует антропоморфный принцип: зима — «неприступная красавица»… Эта природа как бы сориентирована на человека, человек является модулем этого мира». Обитатели Обломовки не боялись ни снега, ни мороза, а природа в их деревне была будто еще одним жителем.

Зимний «реквием» Ивана Тургенева

Николай Дубовской. Зимний вечер (фрагмент). 1895. Частное собрание
Николай Дубовской. Зимний вечер (фрагмент). 1895. Частное собрание
Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.
Иван Тургенев. «Отцы и дети»
Тургенева называли мастером психологического пейзажа, а природу в его книгах даже считали отдельным героем. Филолог Сергей Петров писал: «Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации».
Описание зимней природы в «Отцах и детях» появилось только в эпилоге романа. Литературовед Александр Гаркави назвал этот эпизод книги «элегией, переходящей в реквием» по Евгению Базарову. Основное действие романа происходит жарким летом 1859 года. А как раз после смерти главного героя наступила «белая зима». Зимний пейзаж в эпилоге выступил фоном, на котором развивались последние события книги. Он оттенял переживания персонажей и их эмоции.

«Рождественский роман» Михаила Булгакова

Борис Кустодиев. Масленица (фрагмент). 1920. Санаторий «Узкое» Российской академии наук, Москва
Борис Кустодиев. Масленица (фрагмент). 1920. Санаторий «Узкое» Российской академии наук, Москва
Итак, был белый, мохнатый декабрь. Он стремительно подходил к половине. Уже отсвет Рождества чувствовался на снежных улицах. Восемнадцатому году скоро конец. Над двухэтажным домом № 13, постройки изумительной… в саду, что лепился под крутейшей горой, все ветки на деревьях стали лапчаты и обвисли. Гору замело, засыпало сарайчики во дворе и стала гигантская сахарная голова. Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже… засветился слабенькими желтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем — сильно и весело загорелись турбинские окна.
Михаил Булгаков. «Белая гвардия»
«Белую гвардию» Михаила Булгакова литературоведы назвали зимним или даже рождественским романом. Действие книги писатель решил начать именно с момента, когда «отсвет Рождества чувствовался на снежных улицах». Сюжет занял два зимних месяца — декабрь и январь, а также первые дни февраля.
В качестве одного из эпиграфов к роману Булгаков выбрал строки из «Капитанской дочки» Александра Пушкина: «Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» Образы вьюги, бурана, метели стали центральными в «Белой гвардии». Так Булгаков описал революцию, которая изменила привычный уклад жизни героев.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна