История в парках Москвы и Петербурга

В XVIII–XIX веках парки императорских резиденций и дворянских усадеб часто украшали разные архитектурные изыски: павильоны, мостики, гроты. «Культура.РФ» рассказывает об интересных постройках в парках Москвы и Петербурга.

Павильон «Эрмитаж» в Петергофе

В XVIII веке одним из популярнейших веяний в парковой архитектуре было строительство так называемых «приютов отшельника» или «эрмитажей». Петр I следовал европейским тенденциям и приказал построить такой павильон в Нижнем парке Петергофа. Правда, насладиться своим Эрмитажем Петр I не успел: архитектор Иоганн Браунштейн завершил строительные работы уже после смерти императора. Зодчий воздвиг небольшое двухэтажное здание с большими стеклянными дверями, окруженное широким рвом. Главная инженерная особенность скрывалась внутри павильона, где находился своеобразный лифт — подъемное кресло, с помощью которого гости попадали с первого на второй этаж.

Камеронова галерея в Царском Селе

Любимый архитектор Екатерины II Чарльз Камерон построил эту галерею в 1784–1787 годах по заказу императрицы для ее прогулок и философских бесед с приближенными. Здание состоит из двух ярусов: массивного каменного нижнего, где некогда находились комнаты фрейлин и придворных дам, и изящной верхней колоннады с прекрасным видом на Большой пруд и пейзажный парк. Галерею украшают бюсты античных философов, политиков и мифологических героев. С одной стороны к колоннаде ведет мощная лестница, украшенная фигурами Геракла и Флоры, с другой — «спокойный скат» (пандус), созданный специально для Екатерины II, которой в конце жизни уже было нелегко подниматься на второй этаж.

Храм дружбы в Павловске

Помимо Царского Села, Чарльз Камерон строил и в Павловске, например храм Дружбы. Его архитектору заказал владелец этих земель — великий князь Павел Петрович. Это был его своеобразный подарок матери Екатерине II в благодарность за пожалованное имение. Камерон построил псевдоантичную ротонду, украшенную изящной колоннадой, стены которой были декорированы скульптурными медальонами с изображениями аллегорических сюжетов, посвященных императрице. А в одной из ниш расположилась и статуя самой Екатерины II в образе римской богини Цереры. Пространство над дверями украсила надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». В годы революции она была утрачена, но не так давно реставраторам удалось полностью восстановить ее.

Березовый домик в Гатчине

В XVIII веке были в моде и пасторальные павильоны-обманки, за скромными стенами которых скрывался роскошный интерьер. Одной из таких построек стал Березовый домик в Гатчинском парке, созданный по указу Павла I. С виду он напоминал большую сложенную поленницу, внутри же поражал обилием зеркал, позолоты и в целом роскошным убранством. Гость Гатчины Франсиско де Миранда писал: «Мы под дождем добрались до хижины, которая снаружи имеет вид сложенных штабелем бревен, но внутри это помещение богато и изящно обставлено: софа, зеркала и проч.». Архитектор Березового домика доподлинно неизвестен, а в возможных авторах числятся Винченцо Бренна, Николай Львов и Анри Франсуа Виолье. В годы войны домик был уничтожен, а воссоздали его по сохранившимся чертежам в советское время по проекту архитектора Александра Кедринского.

Павильон Катальной горки в Ораниенбауме

Павильон Катальной горки — лишь часть грандиозного развлекательного комплекса, построенного Антонио Ринальди в 1762–1774 годах по заказу Екатерины II. Помимо павильона, в нем располагались четыре деревянные горки (одна прямая и три волнобразные) высотой в 20 метров и крытые галереи. Интересно, что катались с горок не зимой, а летом, в специально сконструированных золоченых колясочках. Внешний вид этих колясочек был довольно разнообразен — от триумфальных колесниц до имитации диких зверей. Катальной горкой активно пользовались до 1801 года, затем она стала приходить в негодность, и в 1850-е годы большую ее часть разобрали, оставив лишь павильон — бело-голубое здание в стиле барокко с похожим на колокол куполом.

Фигурный мост в Царицыно

Этот неоготический мост Василий Баженов считал одним из ключевых элементов архитектурного ансамбля в Царицыно. Он построил его в виде мощного крепостного сооружения с высокими стрельчатыми башнями. Благодаря богатому декору — многочисленным колоннам, резным карнизам и обелискам, а также сочетанию кирпичной кладки с белокаменными украшениями, мост получил название «Фигурный». Если другие царицынские постройки впоследствии неоднократно перестраивались, то этот мост дошел до наших дней практически в том же виде, в каком его в 1776–1778 годах построил Баженов.

Голландский домик в Кусково

Голландский домик возвели в 1749 году, и он стал самой ранней из всех сохранившихся усадебных построек в Кусково. Здание напоминало дом богатого бюргера со ступенчатым фронтоном (верхней частью фасада, ограниченной крышей), окнами с мелкой расстекловкой и росписью «под кирпич». Вокруг домика разбили голландский сад и небольшой огород. Внутреннюю отделку здания выполнили в голландских традициях, покрыв всю поверхность стен керамической плиткой. Правда, сами голландцы обычно использовали плитку в интерьерах только небольшими вкраплениями.

Каприз в Архангельском

Малый дворец «Каприз» в усадьбе Архангельское построил архитектор Евграф Тюрин в 1819 году. Вернее, он реконструировал старый парковый павильон, возведенный еще в конце XVIII века, надстроив еще один этаж. В «Капризе», своеобразной реинкарнации популярных в XVIII веке эрмитажей, располагались гостиная, бильярдная и хозяйственные помещения. Впоследствии из-за финансовых проблем владельцы усадьбы, князья Юсуповы, стали сдавать «Каприз» в аренду в летнее время. Тогда украшавшие вход в здание многочисленные скульптуры и декоративные вазы были перенесены на верхнюю террасу усадьбы.

Грот Растрелли в Лефортово

Первый парковый грот в Лефортово с фонтанами и статуями был возведен архитектором Николасом Бидлоо в 1720-е годы. В 1733 году его перестроил Франческо Бартоломео Растрелли, поэтому сегодня это сооружение и носит имя прославленного итальянского архитектора. В наше время грот выглядит намного скромнее, чем на момент его строительства. Ранее его украшали многочисленные статуи и скульптуры — Геркулес, сфинксы, дюжина дельфинов, окружавших фонтан с позолоченным тритоном. К сожалению, до наших дней сохранилась только нижняя часть грота с барочным декором и нишами.

Египетский павильон в Кузьминках

Доподлинно неизвестно, кто был автором первоначального проекта Египетского павильона. Возможно, это один из основоположников русского ампира Андрей Воронихин. Заканчивал же работу в 1813 году архитектор большинства строений усадьбы Кузьминки Доменико Жилярди. Павильон был построен в стиле ампир, а свое название получил благодаря древнеегипетским мотивам в декоре: голове сфинкса на фронтоне, пальмообразным колоннам и другим элементам. Изначально здание использовалась в качестве кухни — в подвале хранили продукты, на первом этаже готовили, а второй отводился для квартир кухмистров, княжеских поваров.
Автор: Лидия Утёмова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна