Загадки павловопосадского платка

Павловопосадская мануфактура
 — единственное предприятие, где сегодня изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Последние 30 лет одним из самых популярных их изделий остается «Русская красавица», созданная по рисункам художницы Ирины Дадоновой в 1985 году. Читайте об истории знаменитого платка, композиции его рисунка, основных узорах и и их символах.

Древнерусская набойка

Цветы на ткань павловопосадских платков наносились методом древнерусской набойки. Раньше мастерами в этом деле становились иконописцы и резчики по дереву — они изготавливали формы также для гравюр, лубков
и пряников. Чтобы украсить ткань цветным рисунком, использовали резные дощечки — мане́ры и цве́тки. Ими отпечатывали узор: манерами контур рисунка, а цветками — фон. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска. Платок не набивали весь целиком, а делили на части (от 4 до 24, в зависимости от размера). Мастера иногда накладывали доски до 400 раз, создавая сложный многоцветный рисунок.
На фабрике платки набивали вручную до 70-х годов ХХ века. Сегодня рисунок наносят методом механической печати с тонким трафаретом. Количество шаблонов-трафаретов, как и раньше, создают по числу оттенков, которые наносятся на ткань. Крок — эскиз платка — переносится на шаблон с помощью компьютера.

Геометрическая композиция

Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками. Цветочный узор на квадратном поле располагается по периметру, образуя в центре восьмиконечную звезду. Эта геометрическая модель платка появилась в 1880-х годах. Основатели набоечного корпуса Павловопосадской мануфактуры Яков Лабзин и Василий Грязнов заимствовали композицию у Трехгорной мануфактуры Прохоровых. В те годы вся Москва носила прохоровские ситцевые платки в цветочек.

Букет. Мировое древо

Главный элемент павловопосадских мотивов — цветочные букеты правильной формы. Раньше каждый из них состоял из трех роз, потом количество цветов в букете увеличилось. Однако три розы обязательно выделяются, образуя равносторонний треугольник.
В народном искусстве треугольный букет, цветущий куст или дерево традиционно считался Мировым древом, которое соединяло землю и небо. Цветы на павловопосадских платках изображаются в натуральную величину, а иногда — и крупнее, чем живые оригиналы.

Роза Константина Аболихина

На первых павловопосадских шалях изображали букеты из роз, вскоре благодаря им цветочные мотивы изделий мануфактуры стали узнаваемыми. В 1930-е годы работник мануфактуры Константин Аболихин создал свой рисунок живописной розы. Многие художники учились писать именно с нее, а со временем находили свой стиль. В 40-е годы ХХ века в цветочных павловопосадских мотивах появились колокольчики и маки, ромашки и сирень, рябина и пионы.
Цветы на платке «Русская красавица» отличаются круглыми сердцевинками, раскрывшимся нижним венчиком и лепестками c мягким контуром.

Кружевные фестоны

Фестон — орнамент, расположенный по периметру платка. Кружевные фестоны на платке Ирины Дадоновой напоминают, по замыслу художницы, контуры минаретов. Во время работы над дизайном в 1985 году она предполагала, что шали будут продавать в восточных республиках. Однако на фабрике платок назвали «Русская красавица», он стал настоящим павловопосадским хитом, и спрос на него так велик, что платок выпускают более 30 лет.

Восьмиконечная звезда в центре платка

В рисунках павловопосадских платков используют стилистический прием «позитива — негатива». Свободный от орнамента фон сам становится элементом узора: в центре композиции появляется крест или восьмиконечная звезда.
У древних славян восьмилучевая звезда или восьмиугольная розетка олицетворяла солнце, а в христианской традиции — Вифлеемскую звезду. При производстве платков центральный элемент иногда выделяют дополнительно и закрашивают его фон другим цветом.

Колорит: традиции и современность

Колорит платка создает художник во время работы над эскизом. Затем колеровщики проверяют на опытных образцах, смогут ли они воплотить в жизнь этот замысел. Параллельно для платка разрабатывают еще несколько цветовых решений. «Русская красавица» с 1985 года выпускалась в восьми вариантах — на белом, черном и зеленом фонах, в том числе и с ярко-бирюзовыми розами.
Изначально на фабрике в Павловском Посаде использовались краски растительного происхождения: колорит платков был естественным, в красно-коричневых тонах. В начале 1880-х растительные краски заменили на анилиновые. Тогда же в цветочных росписях появился ярко-розовый цвет — это еще одна отличительная черта павловопосадских изделий. Цветы фантазийных оттенков первым стал изображать на платках Константин Аболихин.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна