Цикл фильмов: «Русский след», серия: «Аргентина»
Из Европы сюда лететь 12 часов, а если плыть через Атлантический океан — две недели пути. Аргентину называют самой русской страной Южной Америки. Этот берег на другом конце земли захлестывали волны русской эмиграции — дореволюционной, белой, советской и постсоветской. Каждая принесла свои взгляды, свою культуру: православные и коммунисты, народники и империалисты, казаки и моряки. Все они тут сошлись, прижились, перессорились, примирились и стали частью современной Аргентины.
После Второй мировой войны и нового раздела Европы Старый Свет покидали те, кто не хотел иметь дело с СССР: бывшие советские военнопленные, угнанные на работы в Германию гастарбайтеры, остатки Белой гвардии. В Аргентину ехали охотно: в страну пускали не только работоспособных иммигрантов, а всех. Прибывшие сюда в конце 40-х годов XX века — это те, кого еще возможно увидеть и выслушать.
Герои фильма рассказывают, как сложилась их судьба после эмиграции: большинству в то время было по 20 лет — в результате им знакома и русская культура, и аргентинский менталитет. Иммигранты упорно сохраняли язык, передавая его своим детям. На 50-е годы прошлого века приходится расцвет русских детских лагерей в Аргентине — «Лагерь дружбы русской молодежи» и «Организация русских юных разведчиков» — все это вышло из советских пионерлагерей. Тогда же Валерий Еремин становится идейным вдохновителем клуба соотечественников «Аврора» — островка России в далекой Аргентине, где строго оберегается все, что связано с родиной. Самый настоящий русский след оставил эмигрант из России, посадив в Аргентине привезенный в кармане чай. А сейчас страна экспортирует чая больше, чем Цейлон. А все потому, что английский чай стоил дорого, а местные пили кофе.
С надеждой на настоящего и будущего читателя многие русские в Аргентине предавались писанию мемуаров, периодике, изучению истории «зарубежной России». Солоневич, Шпаковский, Башилов, Каратеев — классики южноамериканской русской литературы. «Наша страна», «За правду», «Русское слово» — альманахи, газеты, журналы. В Аргентине на русском языке в XX веке выходило больше полусотни изданий! Бумажный русский след хранят сегодня в библиотеке Корпусного Дома — здания, принадлежащего русским иммигрантам, Обществу Александра Невского. Этот дом — память о тех, кто приехал сюда после войны.
Свято-Троицкий собор — русский след на улице Бразиль. Это первый православный храм в Южном полушарии, построенный в 1901 году. Поначалу сюда приходили трудовые переселенцы, в 20-е годы — бежавшие от большевиков, в 40-е — те самые послевоенные иммигранты. Тогда церковь была гостиницей, библиотекой, биржей труда и социальной сетью, а сейчас здесь проходят экскурсии — редкий изразцовый иконостас в начале века привезли из России, часть икон — из Афонского монастыря.
Споры, противостояния и расколы сопровождали русскую эмиграцию. Возможно, именно тогда родилась поговорка, которую до сих пор повторяют русские переселенцы в Аргентине: «Трое русских обязательно перессорятся». В 13-миллионном Буэнос-Айресе ни сейчас, ни прежде не было дела до иммигрантских споров. Главное — чтобы была работа, и в галерее профессиональных достижений в Аргентине — русские инженеры и архитекторы, антропологи и ботаники, геологи и биологи, хотя начинать многим приходилось с нуля.
Смотрите также: