Цикл фильмов «Русский след — 2», серия: «Германия»
Ежегодно в сезон каникул и отпусков самая населенная страна Евросоюза — Германия — заклеена афишами гастролирующих шапито. Сотни передвижных компаний колесят по стране, представляя публике цирковое искусство. И на аренах этих цирков заметнее прочих — артисты из России, подготовленные профильными вузами Киева и Москвы, наследники легендарного советского цирка.
Уроженец Перми, выпускник Московского циркового училища 1981 года, акробат Сергей Кузнецов живет в Билефельде, восьмисотлетнем городе в немецкой земле. А в прошлом — выступления в Советском Союзе, гастроли по всему миру, от Японии до Соединенных Штатов. Он застал и славу единого советского цирка, и первые индивидуальные контракты цирковых звезд, а теперь, выйдя на пенсию, ездит по Германии вместе с женой — жонглером Еленой Дрогалевой. Она много лет была и остается артисткой Московского цирка на Цветном.
Выстроенная и отлаженная система путешествующих европейских шапито непривычна для России, хотя бы из-за климата, и советская власть десятки лет отстраивала высокоприбыльную для государства сеть цирков-стационаров, для нее и создавали профильные вузы.
Считается, что советские артисты открыли как минимум три новых жанра: Ирина Шестуа стала работать с «русской палкой», Оксана Костюк придумала выступать с хулахупом, а Валерий Акишин — со скакалками. Особая традиция — русская клоунада. Незабываемо страстный Асисяй Вячеслава Полунина тоже ведь появился когда-то благодаря великим предшественникам из истории отечественного цирка.
Цирки России с трудом пережили перелом конца ХХ века, но цирковые артисты легко стали частью мировой индустрии. Профессионалы из любой страны понятны и востребованы, а цирк, который начинался когда-то с иностранных артистов, переодетых а-ля рюс, в XX веке стал частью мировой культуры.
Смотрите также: