Цикл фильмов: «Русский след», серия: «Франция»
Юсуповы, Романовы и сотни других русских фамилий не случайно оставили долгую память о себе именно во Франции — первая волна русской эмиграции выбрала в качестве пункта назначения своего печального путешествия Париж. Целая армия русских «гастарбайтеров» собирала автомобили «Рено» и «Ситроен» в парижском пригороде Биянкуре. Вчерашние петербургские офицеры, как по команде, переквалифицировались в парижских таксистов. Свободная блуза на основе русской крестьянской рубахи стала униформой модных француженок. В 1921 году Париж впервые вдохнул свой любимый аромат «Шанель №5», придуманный бывшим парфюмером русского императорского двора. Наконец, в 1923 году здесь открылась русская консерватория, где ректором служил Рахманинов, а преподавали Шаляпин, Глазунов, Гречанинов. На подиумах парижских модных домов стали появляться русские дамы: лицами «Шанель» стали княгини Мия Шаховская и Мэри Эристова, коллекции дома «Шанталь» демонстрировала графиня Лиза Грабе, с крестницей Николая Второго Теей Бобриковой модный дом «Ланвэн» подписывал контракт семь лет подряд.
Уроженец Лазурного берега Рене Герра расскажет в фильме о русской эмиграции первой волны, которую видел своими глазами. Еще в детстве Рене начал учить русский язык, в юности познакомился с русскими эмигрантами и полюбил навсегда этих людей особой породы, которые, потеряв все, не утратили главного — любви к родине. Свою виллу в тихом районе Ниццы Герра превратил в музей русского искусства. Здесь бережно хранится томик Бунина с именным автографом. А в 40 км от Ниццы, в Грассе, в 1933 году Иван Бунин узнал, что стал Нобелевским лауреатом. Именно здесь, на вилле «Бельведер», были написаны «Окаянные дни», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». Бунинский дом был открыт для друзей, для всей литературной русской эмиграции — здесь подолгу гостили и Иван Шмелев, и Борис Зайцев.
Балет Монте-Карло — одна из самых известных и состоятельных трупп в Европе. А начиналось все с театра русского балета, который Сергей Дягилев открыл в Монако в 1911 году, вдохновившись оглушительным успехом первых Русских сезонов в Париже. Жан-Кристоф Майо, нынешний художественный руководитель Балета Монте-Карло, и сегодня восхищается революционными балетами Дягилева и хочет передать свои чувства молодым танцорам труппы. Мотивы дягилевских балетов до сих пор не только используются в театральных постановках, но и мелькают на модных подиумах. Модные дизайнеры одежды из года в год объявляют «русские сезоны» в своих зимних коллекциях.
Также в фильме рассказывается, где жил во Франции один из самых известных русских философов Николай Бердяев и что напоминало в далекой стране Марине Цветаевой родную Тарусу.
Русский след во французской культуре и истории не затерялся до сих пор. Что-то живет в новых формах, как дягилевские балеты, воссозданные Жан-Кристофом Майо, и как модный дом ИРФЕ, возрожденный новыми русскими владельцами. А что-то неумолимо ветшает и погружается в забвение, как бунинский «Бельведер».
Смотрите также: