В архипелаг входят боле 50 островов в северной части Ладожского озера, в 22 км от берега. На главном из островов архипелага располагается Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Есть и другие загадки. Кажется необъяснимым, почему эти довольно суровые края (средняя температура в июле ― лишь +17 °С, а зима ветреная и холодная) издавна заселялись христианскими подвижниками. Говорят, еще в X веке, до крещения Руси, здесь уже существовал греческий монастырь. Летописи также упоминают о пребывании на Валааме одного из первых русских святых, Авраамия Ростовского. Нынешний, Спасо-Преображенский монастырь, согласно «Сказанию о Валаамовом монастыре», был основан в 1407 году, а к исходу XVI столетия в нем и вокруг него жило более 600 монахов, строивших здесь скиты, возделывавших землю и постепенно обживавших остров. Слава о Валааме как об обители «чистой и строгой» быстро распространилась по всей России. Сюда приходили принять монашеский обет из самых дальних городов, чтобы, пройдя на острове послушание, продолжать подвижничество уже в других местах. Так, например, именно в Валаамском скиту в начале XV века творил свою «безмолвную молитву» преподобный Савватий Соловецкий, основавший позднее знаменитый Соловецкий монастырь.
История архипелага
Климат Валаамского архипелага, смягчаемый окружающим его Ладожским озером, позволил братии выращивать в монастырских садах культуры, не типичные для Карелии. Полтора века назад на Валааме на открытом грунте вырастали вполне достойные арбузы.
Правда, постоянные нападения шведов (которые считали острова своей собственностью) не давали монахам покоя. Деревянный монастырь несколько раз сжигался, и на целые десятилетия Валаам пустел. Наконец по условиям Столбового мира 1617 года Валаамский архипелаг среди прочих земель отошел шведской короне, и из монахов на островах остались лишь немногие подвижники, хранившие православную веру в затерянных кельях и скитах. Только в начале XVIII века, когда Петр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю, Валаам оказался под надежной защитой своего нового молодого соседа ― Петербурга. Еще воюя со шведами в 1715 году, Петр издал указ о восстановлении Валаамской обители, и в считанные годы на острове были заново построены деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. А в 1721-м Швеция наконец смирилась с поражением, и Валаам отошел к России. Казалось, что навсегда. Близость новой столицы скоро сделала Валаам популярным местом паломничества, в том числе и среди знати. На остров приезжали императоры и чиновники, поэты и художники. «Русский Афон», как иногда называли Валаам, делал всех их равными ― без чинов, званий и мирской славы.
Возможно, божественный промысел уберег Валаамский монастырь в первые, самые страшные для Церкви годы советской власти. С 1917 года Валаамский архипелаг оказался в составе Финляндии. Монастырь продолжал действовать здесь вплоть до начала советско-финской войны. Зимой 1940 года через остров прошла линия фронта, и церкви оказались на линии огня. Большинство монахов бежали в Финляндию, где позднее ими был основан Ново-Валаамский монастырь. А остров, после Второй мировой войны присоединенный к СССР, долго не слышал молитв и звона колоколов.
Его возрождение началось уже в нынешнюю эпоху, 13 декабря 1989 года, когда в день памяти апостола Андрея Первозванного на Валаам ступили шесть монахов. С каждым годом их становилось все больше. И сегодня Валаамский монастырь вновь переживает расцвет: заново отстроены храмы, скиты, монастырские здания, и тысячи паломников, как и в XIX веке, съезжаются сюда летом. Сам же остров манит не только своими святынями, но и девственной природой и незабываемыми пейзажами, вдохновлявшими художников от Куинджи до Рериха. Недаром он включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Остров Валаам
Монастырский комплекс на острове Валаам, где находится Спасо-Преображенский собор. Именно сюда, к причалу, привозят туристов теплоходы и «ракеты» из Приозерска и Сортавалы. По преданию, собор воздвигнут на месте, где в скальных недрах сокрыты нетленные мощи преподобных Сергия и Германа ― монахов, пришедших в начале XII века (по другой версии ― в конце XIV века) на Валаам с берегов Византии.
Часовни и скиты
Каждый скит Валаама имеет свою легенду и значение. К примеру, есть Гефсиманский скит, устройство которого завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Есть места, олицетворяющие горы Сион, Елеон, Фавор, реку Иордан, Мертвое море, Иосафатову долину, поток Кедрон, Гефсиманию. Впрочем, прогулка к скитам и часовням архипелага интересна не только для православных паломников. Почувствовать исцеляющую силу красоты валаамских пейзажей дано всем, вне зависимости от веры и конфессии. Правда, к некоторым памятникам можно попасть только с экскурсией или по благословлению настоятеля. Для тех, кто не привык к продолжительным пешим прогулкам, на острове в сезон действует маршрутное такси, а катера доставляют к дальним скитам по воде.
Военные укрепления
Финские военные укрепления, печально контрастирующие с картинами Русского Севера и монастырской жизни, напоминают о фразе Христа «Не мир, но меч принес Я вам». Больше всего таких сооружений, иногда неплохо сохранившихся, было построено на южной оконечности архипелага, особенно в районе островов Сухой (Оборонный) и Дивный.
Не только монастырь…
С 1989 года на Валааме действует отделение Общества Рериха. Николай Рерих со своей семьей провел в 1916 году на острове больше полугода, написал здесь множество картин и навсегда сохранил благоговейную память о Валааме. Вот, как вспоминал спустя много десятилетий об этих днях его сын, Святослав Рерих: «…Я живо помню один случай, когда я был четырнадцатилетним мальчиком. Это было памятное богослужение в подземном склепе двух русских Святых (речь идет о нижней церкви Преподобных Сергия и Германа ― основателей Валаамского монастыря), проводимое всеми отшельниками и анахоретами, которые вышли для этого из мест своего уединения. Здесь, в этом храме, вокруг гранитного саркофага стояли в торжественных одеяниях отрешившиеся от мира старцы. Их неподвижные, суровые и добрые лица были скрыты под покровом схимнических одеяний, и виднелись только серые-серые бороды. Худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть еще значительнее, чем состояние духа, когда находишься среди подвижников и можешь к их молитве присоединить свою? Я это вижу столь отчетливо, как много лет назад. Такие воспоминания не проходят, не тускнеют и вечно излучают свою Благодать».
Валаамский звон
Самый большой валаамский колокол, весом в 1000 пудов, был отлит при игумене Назарии, возглавившем монастырь в 1781 году. В честь покровителя монастыря он был назван «Андрей Первозванный». По рассказам, звон валаамских колоколов разлетался на 40 верст окрест. Последний раз голос «Андрея Первозванного» слышали в ночь с 4 на 5 февраля 1940 года, когда Красная армия начала бомбардировку монастыря, в ходе которой колокол, вероятно, был поврежден (впоследствии его переплавили). В 2005 году в Воронеже был отлит колокол весом 14 тонн. Его также нарекли «Андреем Первозванным» и разместили на колокольне Валаамской обители. Основной тон нового колокола ― «до». Первый обертон отстоит от него на большую терцию, второй ― на квинту, унтертон ― на октаву вниз.
Александр I
Визит «освободителя Европы» императора Александра I в монастырь на Валааме надолго запомнился как братии, так и светскому Петербургу. Распорядившись «не приготовлять ничего, ― церемонии не делать, а принять… как благочестивого путешественника», самодержец приплыл к монастырю в сопровождении лишь камердинера. К заутрене Александр явился, едва пономарь успел открыть ворота. С братией же вел себя исключительно скромно: «целуя у каждого руку, но никому своей не давая». А на вопрос одного из иноков, который по слабости зрения не мог понять, кто рядом с ним, император ответил: «Путешественник».
Барантида Дюма
Прокатиться по самому большому в Европе Ладожскому озеру в 1858 году довелось Александру Дюма. В своих записках об этом походе он вспоминает: «…все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле; воды вздымались все выше, и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания». Загадочное явление, напугавшее французского романиста, для жителей Валаама и северной Ладоги уже давно стало привычным. Они называют его «барантида». О подобных звуках и внезапном «вскипании» вод озера свидетельствуют и старые монастырские книги, и обитатели архипелага. Как правило, грохот доносится с юго-западной стороны ― там, где глубина озера достигает более 200 метров. Сейсмологи объясняют феномен локальными подводными землетрясениями, однако до сих пор масштабных исследований «барантид» не проводилось.
Могила короля Магнуса
Достопримечательность, которую непременно показывают всем туристам, находится на Старом братском кладбище монастыря. Это камень с надписью: «Схимонах Григорий (шведский король Магнус). Похоронен в 1372 г.». Согласно легенде, шведский король Магнус, возжелав разорить обитель, отправился с дружиной к валаамским берегам, но попал в сильнейший шторм, единственный выжил и, уверовав в свое чудесное спасение, принял православие и был пострижен валаамскими монахами в схиму под именем Григорий.
Куда сбежала нечистая сила
Ближайший к Валааму город на материке ― Сортавала (расстояние ― чуть больше 40 километров). Зимой по льду озера до него легко добраться на машине. До 1918 года город именовали «Сердоболь». Одна из самых распространенных версий происхождения современного названия связана с Валаамом. «Сортавала» переводится как «власть черта». Якобы именно сюда с Валаамского архипелага бежала нечистая сила, изгнанная с островов монахами.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует