Республика Хакасия — один из уникальных регионов распространения наскального искусства в России. Ее по праву называют художественной галереей под открытым небом. На протяжении нескольких тысячелетий населявшие эту землю люди, используя выбивку, гравировку, краску, наносили изображения на скалы, каменные стелы, плиты оград курганов. Такому расцвету искусства на камне способствовало множество гор со скальными обнажениями, среди которых особенно распространен, легок в обработке и красив песчаник различных оттенков красноватого и коричневатого цвета.
К числу наиболее ценных в научном и культурном плане памятников наскального искусства Хакасии, несомненно, принадлежит Сулекская писаница. Название она получила по ныне несуществующему Сулекову улусу, в XIX — начале XX вв. находившемуся поблизости. Впервые наскальные изображения были открыты в 1847 г. финским ученым-лингвистом Матиасом Кастреном, путешествовавшим по Сибири по поручению Санкт-Петербургской академии наук с целью изучения языков и традиций сибирских народов.
История наскального искусства в долине реки Печище (хакасское название — Пеш) насчитывает около 4,5 тыс. лет. Первые изображения появились еще в эпоху ранней бронзы. Среди них поразительные фигуры и лики богов человеческого и смешанного человеческо-звериного облика. Тогда же на скалах были вырезаны образы тучных быков и поджарых волов, лошадей, бегущих лосей. Эпоха поздней бронзы представлена рисунками всадников на лошадях, которых отличает характерная стилистическая особенность. Среди петроглифов скифского времени выделяется серия изображений всадников и пеших человеческих фигур, оленей и других животных в жертвенной позе. Здесь же на скалах имеются и рисунки следующего — хуннского времени, кроме того, этим временем датируются оборонительные стены и валы на вершинах двух сопок.