«Монументальный синтез»: выставка к 100-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного
Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею великого скульптора, художника, автора работ «Древо жизни», «Ядерный взрыв», «Памятник Никите Хрущеву» Эрнста Неизвестного (1925−2016).
«Он — художник монументального синтеза, работающий в русской авангардной традиции В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина и П. Филонова. Среди его работ — Цветок Лотоса на вершине Асуанской плотины в Египте, надгробие Н.С. Хрущева, крест в музее Ватикана, голова Д. Шостаковича для Центра Кеннеди, изображение Колен Израилевых и Древо жизни — монумент человеческому творчеству в искусстве, наук и технологии», — можно прочитать в книге «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии», от издательской группы «Прогресс — Литера», 1992 года. Это оригинальный сборник избранных эссе о природе творчества скульптора, выпущенный тогда впервые на русском языке. Составитель и автор предисловия к книге профессор Альберт Леонг собрал рассуждения Неизвестного на многие животрепещущие темы, близкие людям искусства: о телесности и знаках, об искусстве и обществе, о рыночных отношениях в сфере искусства, о самовыражении, успехе и разочаровании: «Любой художник претендует на личностную исключительность и куда чаще, чем кажется окружающим, верит в собственную гениальность. Неспособность доказать это рождает у него душевную ранимость, несоразмерные амбиции, он впадает в депрессию, становится истеричным и готов отрицать все, и в первую очередь саму окружающую его реальность». Неизвестный не стесняется высказывать свое мнение, он предельно откровенен по отношению к искусству, и главным образом, к тем, кто его создает. Его волнует окружающая действительность, вопросы, стоящие перед современным художником, символизм собственных работ. Например, вот что скульптор пишет о своей работе «Древо жизни»: «Это образ внутреннего мира человека, утверждающий неотделимость духовного начала от математического и чисто логического, от науки. Через духовное соединение искусства с современной наукой и технологией Древо Жизни манифестирует симбиоз Веры и Знания. В единстве они обогащают друг друга и тем самым придают целенаправленность одухотворенной Вселенной». Помимо текста издание предлагает более ста иллюстраций с работами скульптора и хронику с основными вехами жизненного и творческого пути Неизвестного.
Пристальный взгляд со стороны на личность Неизвестного обращен в издании «Лицо без маски» от издательства «КВАДРАТ», 2023 года. Здесь собраны воспоминания о скульпторе от людей искусства — художников, писателей, иллюстраторов, искусствоведов, историков, музейных работников, архитекторов, например: Виталий Волович, Галина Лобанова, Ирина Зорина-Карякина, Камиль Козаев и другие. Они рассказывают о своем знакомстве с Неизвестным, о первых впечатлениях, о совместных работах, о «точках пересечения» и несовпадении во взглядах. «Я думаю, для Эрнста Неизвестного сохранение его индивидуальности было гораздо важнее соображений другого плана: удобства, выгоды, попадания в музеи, организации выставок… он был честным художником, который осознавал смысл своего творчества и понимал, что важно именно это, а не те дивиденды, которые следуют за признанием властей. Ему довелось творить в весьма неблагоприятное для художников время. Но он навсегда останется Мастером, который сумел сказать свое, неповторимое слово», — пишет президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. Воспоминания, собранные в книге, украшают архивные фотографии из студии скульптора, из поездок, фото с коллегами, друзьями, учениками, известными гостями.
Исследование художественного наследия Неизвестного предлагает книга Николая Новикова «Эрнст Неизвестный: Искусство и реальность», 1981 года издания. В своей попытке «препарировать» работы скульптора автор говорит: «Мой очерк — это попытка воспроизвести и проанализировать переживание искусства Эрнста Неизвестного». Новиков рассуждает о материи образа — о человеке в скульптурах Неизвестного; о составляющих композиции, о знаках, символах и смыслах в созданных произведениях искусства скульптора.
Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя (4 этаж, левое крыло).
Сведения предоставлены организацией ГКБУК «Пермская государственная краевая универсальная библиотека им А. М. Горького» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.