НОВАЯ ФОРМА Веры Ермолаевой

С 29 марта по 11 мая 2025
от 100 руб.

«Вместе с Лебедевым [в детской редакции Гослитиздата] сотрудничали представители старшего поколения: В. Ермолаева, Н. Тырса, В. Конашевич, к которым примкнула когорта молодых художников. В свое время им довелось поучиться у К. Малевича, П. Филонова, К. Петрова-Водкина, и, естественно, им хотелось попробовать в книге свои новаторские идеи, почерпнутые из творческого опыта авангарда. <…> Эти годы были очень плодотворными для ленинградских писателей, которые сотрудничали с С. Маршаком. В Детгизе печатались Б. Житков, В. Бианки, Д. Хармс, А. Введенский, М. Зощенко, Е. Шварц и другие талантливые авторы. Многие уже были знамениты и популярны. М. Зощенко был на пике своей славы. Появилась новая литература для детей — увлекательная, умная, веселая. Художники украшали текст своими превосходными иллюстрациями. Здесь сложилась активная творческая среда. Писатели и художники были близки по культуре, эстетике, профессиональному пониманию. Они дополняли друг друга и вместе создавали детскую книгу, отвечавшую самым высоким критериям и удивившую Европу и Америку». Художник Белла Сегаль

 

Задача этой выставки — сосредоточить внимание на исследовании уникальной работы Веры Ермолаевой в области книжной графики. Как и в станковом творчестве, в этом камерном, рукотворном жанре она добивается исключительно индивидуальных методов не только работы с пространством, но работы самой формой.  

Каждая иллюстрация Ермолаевой является законченным, самостоятельным произведением искусства и, органично входя в замкнутую цепь книжного повествования, дает мощный выход за пределы «литературных» ощущений и мыслей. Свободно выраженные пластические идеи шара, овала, ленты, спирали подаются в самом неожиданном, парадоксальном ракурсе. Мир ее иллюстраций то сужается до конкретного, то расширяется до космического. Именно это делает иллюстрации Ермолаевой «занятными» для детей — она говорит с ними на одном универсальном языке, понятном без слов. И одновременно каждая созданная ею страница наполнена жизнью, тонким юмором, обаянием и любовью к человеку.

На выставке можно увидеть, что многие иллюстрации Веры Ермолаевой являются выводом из идей, разработанных ею в станковых композициях. Ермолаева работает, чтобы создать новую пластическую картину, неслучайно ориентиром ей служит Коро. Ее интересует не предмет, не фрагмент пейзажа, а сложение мироздания. Кульминацией поисков новых пространственных формоотношений становится серия работ с натуры в Пудости под Гатчиной, куда Ермолаева вместе со своей подругой Верой Зенькович и ученицей Марией Казанской выезжает на летние пленэры в 1932 и 1933 годах. Работая с большим пейзажем, Ермолаева складывает и разворачивает два пространственных куба и охватывает их дугой, стремясь к монументальной плотности формы и широкому, космическому охвату картины мира. И как знак новой системы, нового ощущения пространства, появляется новая форма, наполненная живым содержанием своего времени.

Как и «живописный реализм», «новая форма» — понятие, теоретически разработанное Малевичем в 1910‑е годы в контексте супрематизма и впоследствии распространенное на феномен обновления языка искусства в целом. На рубеже 1920  — 1930‑х годов вопрос «новой формы» вновь стоит остро, уже для всего коллектива ГИНХУКа. В эти годы Малевич записывает: «Только в свободе ощущений мы можем находить новые формы».

Итогом стали работы середины 1930‑х годов Ермолаевой и ее единомышленников, объединившихся в «группу живописно-пластического реализма». При необычайном разнообразии и свободе пластического выражения их отличает, по выражению Ирины Карасик, «стилевое единство, типологически сопоставимое с супрематическим» — главное подтверждение тому, что художники ГИНХУКа сумели не только преобразовать пластическое пространство в сферическое, но и создать в соответствии с ним новую форму в искусстве, достигнув такой же чистоты разговора новой сферической, криволинейной формой, как в супрематическом прямолинейном варианте обновления. В творчестве Веры Зенькович и Марии Казанской, художников из ближайшего окружения Ермолаевой, так же просматривается этот след ГИНХУКа.

По мысли Малевича, «…у художников, не имеющих новых форм, возникают повторения прошлых форм, выражающих прошлый стиль <…> и возникает эклектическая форма, не выражающая целиком ни то, ни другое ощущение». В 1972 году Стерлигов скажет о Вере Ермолаевой: «Традиция есть осознание непригодности всех прежних форм выражения, и не потому, что они плохие, но потому, что вчерашним днем ничего не скажешь о сегодня. … Вера Михайловна нашла новую форму выражения, поэтому ее искусство будет жить всегда…».

 

Вера Михайловна Ермолаева (1893–1937)

Живописец, график, педагог. Родилась в 1893 году в Саратовской губернии в дворянской семье. В 1911–1914 годах училась в школе живописи, рисования и скульптуры М.Д. Берштейна и Л. В. Шервуда в Санкт-Петербурге. В 1914 году изучала в Париже искусство Сезанна, Пикассо, Брака, Дерена. В 1914–1917 годах училась в Петроградском археологическом институте, входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». В 1918 году работала в Музее истории города в подотделе вывесок, организовала книгопечатную артель писателей и художников «Сегодня», выпускавшую малыми тиражами раскрашенные гравюры и книги-картинки. В 1919–1922 годах руководила Народным художественным училищем в Витебске. С 1921 года сотрудничала с К.С. Малевичем в УНОВИСе, МХК и ГИНХУКе, где заведовала лабораторией цвета Отдела живописной культуры. В 1927–1930 годах лаборант Комитета по изучению современного изобразительного искусства ГИИИ. С 1929 года один из организаторов «группы живописно-пластического реализма» вместе с художниками Л. А. Юдиным, К.И. Рождественским, В.В. Стерлиговым. С 1923 года сотрудничала с Ленинградским отделением Детгиза, позднее с издательством «Молодая гвардия», иллюстрировала журналы для детей «Воробей» («Новый Робинзон»), «Чиж» и «Еж», создавала авторские книжки-картинки («Собачки», 1929; «Вниз по Нилу», 1930; «Шесть масок», 1930; «Маски зверей», 1930), вместе с Л.А. Юдиным разработала новый тип детской книжки-игрушки («Из бумаги без клея», 1930; «Бумага и ножницы», 1931). В 1933–1934 годах работала в Ленинградской экспериментальной литографской мастерской. В 1934 году была арестована, сослана в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, где в 1937 году после вторичного осуждения расстреляна. В 1972 году в ЛОСХе была организована первая персональная выставка работ Ермолаевой по инициативе В.В. Стерлигова, Т.Н. Глебовой, Е.Ф. Ковтуна. В 1989 году реабилитирована посмертно.

 

Вера Владимировна Зенькович (1906–1985)

График, живописец, художник книги. Родилась в Санкт-Петербурге в 1906 году в семье польского инженера. В 1925–1930 годах училась в Высшем художественно-техническом институте на графическом факультете у В.М. Конашевича, Е.С. Кругликовой, Д.И. Митрохина, К.С. Петрова-Водкина. С начала 1930-х работала как оформитель и иллюстратор книг в Гослитиздате, Лениздате, издательствах «Советский писатель», «Искусство», Детгизе, где познакомилась с В.М. Ермолаевой, с которой ее связали дружеские и творческие отношения и работа в живописи. После смерти Ермолаевой сохранила ряд ее работ. В годы войны жила и работала в Ленинграде, ее графический альбом «Блокадный трамвай» хранится в Государственном Русском музее. После войны продолжила работать в станковой и книжной графике, став одним из ведущих ленинградских художников-оформителей книги.

 

Мария Борисовна Казанская (1914–1942)

Живописец, график. Родилась в 1914 году в Санкт-Петербурге в семье профессора классической филологии, ученого секретаря Института истории искусств Б.В. Казанского и Н.Э. Радловой, дочери Э.Л. Радлова, профессора Петербургского университета, директора Публичной библиотеки. В круг друзей семьи входили художники Н.Э. Радлов, В.В. Лебедев, П.И. Соколов. С 1931 года обучалась живописи под руководством В.М. Ермолаевой, входила в круг «группы живописно-пластического реализма». Выполняла заказы для Детгиза по оформлению и шрифтовым иллюстрациям. В 1934 году вместе с В.М. Ермолаевой была арестована по «делу группы пластического реализма», сослана в Карагандинский лагерь. В 1935 году была освобождена из лагеря. До 1937 года, когда резко ухудшилось здоровье художницы, продолжала работу в станковой живописи, создала серии «Нальчик» и цикл автопортретов. В 1942 году умерла в блокадном Ленинграде. Первая персональная выставка М.Б. Казанской прошла в 1960 году в квартире В. В. Стерлигова и Т.Н. Глебовой.

 

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
2 апреля

Сведения предоставлены организацией СПб ГБУ «Музей «Царскосельская коллекция» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна