Мир через искусство. Михаил Врубель. После концерта

С 12 марта по 30 апреля 2025
6+
Бесплатно

Михаил Врубель. После концерта. Портрет певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, жены художника, на кушетке у горящего камина. В туалете, исполненном по замыслу художника. 1891–1910. Холст, пастель, уголь.

  Портрет жены и музы — одно из самых значительных произведений позднего творчества художника. Незавершенность только обостряет символистическую многомерность смысла, неуловимость состояния. Дорогая сердцу художника модель обрела множество воплощений в его живописи, от сказочных персонажей опер Николая Римского-Корсакова до «Серафима».

   Взявшись писать портрет Надежды Ивановны в платье, исполненном по собственному замыслу, Врубель далеко уходит от первоначальной задачи. Угли, пылающие в камине, не согревают пространство. Напротив, жерло камина напоминает разверстую пасть ненасытного духа, поглощающего всякую жизнь и тепло. Догорающие угли — своего рода метафора угасающих творческих сил, вдохновения.

   В этом портрете раскрывается состояние творческой личности после акта творения. Лицо на фоне беломраморной каминной полки воспринимается как бледная маска. Силы покидают героиню, теплые краски уходят, телесная оболочка истаивает, открывая призрачное свечение души. В общем композиционном решении холста, где модель расположилась возле камина, ее фигура кажется парящей и невесомой.

   С глубочайшей проникновенностью и нежностью Врубель повествует о трагедии творчества, об исступленном и жертвенном саморазрушении во имя искусства, которое отличает только истинных творцов, к числу которых он причисляет свою жену-певицу — «вестницу» непостижимо прекрасного мира музыки.

    Необычная техника пастели на холсте является блистательным воплощением синтеза графики и живописи, к которому мастер приходит в поздний период.

     Надежда Забела-Врубель изображена, по свидетельству ее сестры Екатерины Ге, «в концертном, им же самим сочиненном платье удивительной красоты: опять несколько прозрачных материй одна на другой, пунцовое, черное и серое, все вместе это образовывало какой-то гигантский цветок». Графические этюды платья свидетельствуют о том, что постепенно художник начинает понимать его как нетленную и одухотворенную кристаллическую оболочку, в которую перевоплощается душа модели.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
12 марта

Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна