Мир через искусство. Анна Голубкина. Алексей Толстой.
К образу писателя Алексея Николаевича Толстого русские и советские художники обращались не однажды. Среди многочисленных портретов выдающегося прозаика наиболее известны прославленные живописные образы П.Д. Корина (1940, ГРМ) и П.П. Кончаловского (1941), графические портреты Л.А. Бакста (1909), Н.П. Ульянова (1912), Г.С. Верейского (1928), Н.Э. Радлова (1939), среди скульптурных изображений — А.С. Голубкиной (1911) и С.Д. Меркурова (1945).
К началу 1910-х годов молодой писатель уже популярен: издается поэтический сборник (1907), многочисленные рассказы публикуются в журналах «Весы» и «Русская мысль», в альманахе «Шиповник», в 1911 году вышел первый роман. Писатель становится известен в культурной среде. Голубкина, всегда много читавшая, была знакома с его творчеством, возможно, ее привлек символизм ранних творений Толстого.
Существует неподтвержденная легенда о том, что при первой встрече Толстой повел себя высокомерно в общении со скромной одетой и неказистой с виду Голубкиной, разговаривающей как простолюдинка. Однако он согласился позировать. В мастерской, по воспоминаниям Голубкиной, во время сеансов писатель развлекал ее рассказами о Париже, не подозревая о том, что скульптор четырежды подолгу жила во Франции, пользовалась советами Огюста Родена. Анна Семёновна не разубеждала, думая про себя: «Такой-то ты мне и нужен» — максимальное раскрытие характера было необходимо скульптору для создания обобщенного образа.
Голубкину увлекла сложная натура Алексея Толстого, в котором жили столь противоречивые чувства. Зорким взглядом художника, следуя своему методу всегда показывать больше, чем видно на поверхности, она сумела блестяще передать в пластике эту сложную внутреннюю организацию талантливого человека, душевную подвижность. Голубкина избирает классическую форму бюста с широким разлетом плеч, усиливающими основательность характера графа. Прекрасно выполненная голова, высокий лоб, осанистая посадка фигуры. Толстой благороден, задумчив, но тени сомнений омрачают его лицо, а взгляд обращен внутрь себя — черта, которую отмечали все изображавшие писателя художники.
Вылепив портрет в глине, Голубкина продолжила размышления о природе противоречивости человеческой натуры, для выражения которой образ Толстого идеально подходил. Вскоре она вырезала портрет молодого писателя в дереве. Усилив надменность и высокомерность, скульптор сохраняет ту невидимую печать таланта, которой был отмечен писатель. Благородная тонировка дерева, пластическая красота исполнения резков в значительной мере способствуют этому, а сложная игра света на почти матовой поверхности усиливает искомое состояние образа.
Оба портрета писателя входят в голубкинскую череду портретов «лиц, дорогих нации» — талантливых современников скульптора, в числе которых писатели, поэты, искусствоведы, художники, философы, меценаты.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.