Мир через искусство. Виктор Попков. Двое.
В середине 1960-х
годов в творчестве Виктора Попкова происходил перелом в поиске новых форм и
средств выразительности, в основе которого лежало не прямое, натурное, а
поэтически-опосредованное восприятие реальности.
Одной из несомненных удач художника
на этом пути стала картина «Двое». Импульсом к написанию этой работы послужил
просмотр фильма «Нищий» итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини.
Отталкиваясь от яркой и несколько брутальной образности неореализма, Попков шел
к нужному ему решению, отказываясь от лишних деталей и подробностей в передаче
места действия, варьируя позы и положение героев. Опираясь на многочисленные
наброски с натуры, живописец искал максимальной выразительности в воплощении своего
замысла. В ходе работы над масштабной картиной, написанной не масляными
красками, а темперой, Попков держал в голове образцы средневековой и
ренессансной живописи, особенно Боттичелли. Действительно, в картине «Двое»
многое необычно: и решение пространства, и некоторая условность цвета, и
активная роль линий, придающих «нерв» форме, и выразительность силуэтов, и
общий впечатляющий лаконизм сцены.
На покрытой травой земле — только Он
и Она, лежащие параллельно друг другу, но показанные художником в разных
регистрах картины. Каждая из фигур становится здесь центром своего силового
поля, которое ограждает и изолирует ее. Влюбленные, недавно лишь разомкнув
объятья, погружены в себя. И это состояние вдруг возникшего отчуждения тонко
передано здесь Попковым. Контраст мужского и женского начала дополнительно
подчеркнут живописцем и в цвете, и в пластике персонажей сцены. Статичность их
поз передает особую протяженность картинного времени, где запечатлено не
действие, но хрупкое и изменчивое состояние, подталкивающее к размышлениям о
судьбе героев. Кто эти современные Адам и Ева? Что связывает их в настоящем? И
какое будущее их ждет впереди?
Картина «Двое», настороженно встреченная советскими начальниками от искусства, имела большой успех во время показа в Париже в 1967 году, где ее автор был отмечен почетным дипломом 5-й Парижской биеннале. Вслед за европейским признанием работа была закуплена Министерством культуры СССР и в 1968-м вошла в собрание Третьяковской галереи. Сегодня эта известная картина Попкова воспринимается одним из символов своей эпохи, ярким и запоминающимся образом в истории искусства ХХ века.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.