Мир через искусство. Виктор Попков. Бригада отдыхает.
На следующий год после поездки в Братск Виктор Попков отправляется на целину. Здесь его ждали совсем другие впечатления. Целина предстала огромным пространством, где глазу не за что зацепиться, — ровная поверхность земли расстилается вокруг, доходя до самого горизонта, где смыкается с небом. Оживляет однообразный пейзаж присутствие людей, приехавших осваивать этот край. Попков делает портретные и композиционные наброски, а также пишет гуашью большие законченные композиции.
Из поездки на целину художник привез замысел картины «Бригада отдыхает», над которой работал несколько лет. В этом полотне реализован совершенно иной подход, отличающийся от решения «Строителей Братска», несмотря на тематическую близость двух полотен. Казалось бы, и здесь, и там Попков акцентировал фигуры рабочих, выделив их контрастным фоном — непроглядной темнотой ночи в одном случае и золотисто-желтым цветом скошенного поля во втором. Но если в первой работе он следовал привычным в картине законам линейной перспективы, то во второй использовал иконные принципы обратной перспективы, подразумевающей иную степень условности. То, что ближе к нам, изображено ниже, а то, что дальше, показано в среднем и верхнем регистре. Линия горизонта выведена за границы картинной плоскости, и вся сцена замыкается в пределах единого силового поля. Попков разворачивает пространство на зрителя, как бы опрокидывая на нас поверхность земли. Собственно, она и стала одним из главных объединяющих элементов композиции — ее колористическим камертоном и пространственным ориентиром, обозначающим место действия. Желтый цвет скошенного поля получает и иное, не натурное осмысление, отсылая к золотому фону икон, мозаик и росписей, символизирующему всепроникающий духовный свет.
Сюжет отступает в живописи Попкова на второй план, открывая возможность символического и поэтического толкования реальности. Герои картины объединены не столько действием, сколько общим состоянием. Располагая фигуры по кругу, Попков добивается гармонической цельности всей композиции. А точность в передаче ракурсов и положений объединяет их в подобие эмблемы. Нельзя не отметить выразительный лаконизм общего решения, которого Попков достигает, используя в станковом произведении ход монументального искусства с ясно читаемыми крупными формами, выразительными силуэтами и общей декоративной плоскостностью изображения.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.