Мир через искусство. Виктор Попков. Строители Братска.
Широко известное полотно «Строители Братска» — одна из ключевых работ раннего периода творчества Виктора Попкова. Картина, решенная автором в неожиданном, новаторском ключе, стала ответом художника на вызовы времени, ожидания эпохи.
Волна общественного подъема эпохи оттепели второй половины 1950-х — начала 1960-х годов выдвинула на первый план новые идеалы и новых героев. В литературе, кино, изобразительном искусстве в это время происходит своеобразная реабилитация реальности. Вместо сочинения вымышленных сюжетов, решенных с непременным, часто показным оптимизмом, авторы обращаются к окружающей их действительности, искренне всматриваются в день сегодняшний, пытаясь найти ответы на сложные вопросы. Стремление к правде становится общим устремлением целого поколения мастеров.
Этот импульс способствовал появлению в отечественной живописи 1960-х годов нового направления, получившего название «суровый стиль» и нашедшего яркое воплощение в ряде произведений Николая Андронова, Виктора Иванова, Гелия Коржева, Павла Никонова, Таира Салахова и других мастеров. «Строители Братска» Виктора Попкова — одно из выдающихся и хрестоматийных полотен «сурового стиля».
В основу картины легли реальные впечатления художника от пребывания на одной из величайших строек Сибири — возведении Братской ГЭС. Встреченных там людей, столь несхожих меж собой, Попкову хотелось показать масштабно, в большой, серьезной картине, посвященной «его величеству рабочему классу».
На деревянных балках, как на авансцене, предстают герои полотна, выхваченные из темноты светом прожекторов стройки. Люди разных возрастов и судеб, вовлеченные в общее важное дело, оказываются лицом к лицу со зрителем, чуть возвышаясь над ним. В характеристике целого важны детали: то, как написаны фигуры, лица и особенно руки, как подмечены позы и жесты героев. Во всем этом есть и жизненная правда, и сила художественного высказывания.
В решении этого монументального по духу произведения художник опирался на несколько культурных традиций: с одной стороны, его привлекал иконный принцип репрезентации, с другой — героический строй работ Павла Корина и румынского живописца Корнелиу Бабы, старших современников мастера.
Идея композиции родилась у художника за неделю до отъезда из Братска. Дальнейшая работа над картиной шла уже в Москве. Холст занимал собой всю стену комнаты в доме в Молочном переулке, где после института жил Виктор Попков с женой Кларой Калинычевой (тоже художницей) и маленьким сыном.
Вскоре после завершения новая картина была показана на Всесоюзной художественной выставке, в 1962 году в числе других работ представляла искусство СССР на 31-й Венецианской биеннале, а в 1963-м вошла в собрание Третьяковской галереи.
Интересно, что полотном «Строители Братска», ставшим ярким общественным и художественным высказыванием, Попков исчерпал для себя проблематику искусства «сурового стиля» и в дальнейшем обратился к решению новых пластических и образных задач.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.