Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь в Смоленской обл.

Вид объекта: МонастырьКонфессия: ПравославиеЯзык: Язык богослужения - церковно-славянский
На том месте, где сейчас возвышается монастырский собор, в 1632 г. была построена одноглавая деревянная церковь во имя Преображения Господня. Она просуществовала до начала XIX в. К этому времени она настолько обветшала, что зимой даже снег проникал внутрь здания сквозь прогнившие кровлю и стены.

Видя такой упадок храма Божьего, благочестивые рославльчане предложили настоятелю монастыря иеромонаху Порфирию (Шамшину) предпринять сбор пожертвований на строительство в обители нового каменного храма. Граждане выразили желание воздвигнуть в монастыре каменный пятиглавый храм наподобие рославльского Благовещенского собора (ныне не существует). Иеромонах Порфирий обратился к епархиальному начальству с просьбой о разрешении начать сбор пожертвований на возведение нового храма. Получив благословение епископа, настоятель монастыря начал собирать пожертвования. Рославльчане усердно вносили посильные лепты на благое дело. Это произошло в 1806 году. Спустя пять лет после начала сбора пожертвований был подготовлен план предполагаемого храма. 17 июня 1811 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Глаголевский) подписал грамоту, разрешающую построение в Рославльском монастыре каменного храма в честь святого Преображения с приделами во имя Живоначальной Троицы и пророка Ильи. Примечательно то, что храмозданная грамота была адресована не только настоятелю монастыря, но и почетнейшим гражданам города. Сразу же по получении документа, иеромонах Порфирий и ктитор Иосиф Чепелкин приступили к построению главной церкви обители. Война 1812 г. приостановила строительство. Только спустя 7 лет храм был завершен. И это притом, что послевоенная разруха на территории губернии еще не до конца была преодолена. Интересен тот факт, что монахи сами добывали глину и изготавливали кирпич для строительства первой каменной церкви обители. Освящение храма состоялось в 1819 г. Храм существует в монастыре до настоящего времени. Первоначально Преображенский собор имел несколько иной вид, чем тот, к которому мы привыкли. Здание храма с южной и северной стороны окружали высокие платформы-гульбища. Церковь не имела колокольни. Во второй половине XIX столетия к собору пристроили трехъярусную колокольню, перестроили трапезную часть, а вместо гульбищ по бокам церкви были возведены крытые галереи. До 1929 г. внутренний вид собора украшал прекрасный интерьер. Алтарная преграда Преображенского придела представляла собой трехъярусный резной иконостас. На белом фоне выделялась позолоченная резьба. Все иконы главного иконостаса имели или полностью серебряные оклады, или венчики, очерчивавшие нимбы святых. Не беднее было убранство Троицкого и Ильинского приделов. Там возвышались двухъярусные иконостасы, местами украшенные накладной позолоченной резьбой. Богатой была ризница монастырского собора. Потиры, напрестольные кресты, кадила, лампады, и прочая утварь были сделаны из серебра и оформлены драгоценными камнями. К 1922 г. (год изъятия церковных ценностей) в главном монастырском храме имелось серебра в виде окладов и утвари общим весом более 38 кг. Революционные события 1917 г. затронули все стороны жизни, повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Революционные преобразования сопровождались эксцессами, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. Эти события не обошли стороной и город Рославль. Первой жертвой антирелигиозной деятельности местной власти стал Спасо-Преображенский монастырь. Газеты того периода пестрели заметками о том, что верующим хватит имеющихся в городе семи церквей, а в стенах монастырского храма должен располагаться местный краеведческий музей. Велась переписка местного исполкома со ВЦИК о закрытии обители, собирались подписи среди местного населения, школьников, рабочих против существования в городе монастыря. Постановлением облисполкома от 13 июля 1929 г. рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт, а здание монастырского собора передано на нужды музея. Верующие опротестовали закрытие обители. До августа велась переписка с вышестоящими органами власти о восстановлении монастыря. Однако решением ВЦИК от 16 августа 1929 г. (за три дня до престольного праздника Преображения Господня) монастырь был упразднен и здание Преображенского собора передано под зернохранилище.


Пожилые прихожане часто рассказывают о том, что в то время, когда в стенах монастырского храма располагался музей, его директор Б.Соколовский неоднократно замечал, как лампады перед иконами сами собой зажигались. До недавнего времени подобные рассказы считались легендой. Но в обнаруженной автором данной статьи газетной заметке того времени утверждается, что стеклянные лампады отражали солнечный свет от серебряных окладов (которые были изъяты еще в 1922 году!), и это воспринимается многими людьми как чудесное явление. Что же это было? Мистификация? Божье чудо? Махинации священников (в запертом властями храме)? Каждый волен остаться при своем мнении. Не менее загадочна смерть директора музея. Он застрелился в алтаре монастырского собора. Божье наказание? Возможно. Народ по-разному воспринял эти события. Но посещаемость музея с этого времени резко сократилась, говорят старожилы.

Музей был переведен в другое здание, а во время Великой Отечественной войны пропала вся коллекция музейных экспонатов, включавшая в себя, между прочим, монастырский архив и богослужебные предметы. Как известно, уже в июле 1941 г. активные боевые действия развернулись на территории нашей области. К середине сентября неприятель захватил почти всю Смоленщину. Оккупационная власть, желая привлечь на свою сторону симпатии местного населения, не препятствовала возрождению церковной жизни.

В 1942 г. в Рославле вновь стал действовать монастырский собор. Приходится сожалеть, что лишь вражеское нашествие, принесшее народу многочисленные бедствия, позволило воскресить в Рославле храм!
В сентябре 1943 г. Смоленская область была освобождена от фашистских захватчиков. Начался новый этап в истории местной епархии. Он был связан с изменениями в церковной политике советского государства, с прекращением активных гонений и предоставлением некоторой религиозной свободы.

В 1944 г. Спасо-Преображенский приход зарегистрирован в Смолоблисполкоме. Преображенский храм был передан в бессрочное и безвозмездное пользование общине верующих Русской Православной Церкви. Прихожане обязаны были производить в нем все ремонты, хранить в целости богослужебную утварь и иконы, объявленные произведениями искусства и, следовательно, принадлежащие государству, а не Церкви. В годы так называемых «хрущевских гонений» и во время брежневской стагнации Спасо-Преображенская церковь оставалась действующей. Настоятель храма одновременно являлся благочинным Рославльского округа. Это свидетельствует о высоком положении прихода в Смоленской епархии.

После празднования 1000-летия Крещения Руси в стране наметился сдвиг в лучшую сторону в отношениях между государством и Церковью. Начиная с 1990 г. Преображенскому храму постепенно стали возвращать здания, находящиеся на его территории. Благодаря этому сложилась ситуация, благоприятствовавшая возрождению в Рославле мужского монастыря.

В 1996 г. Преображенский приход был преобразован в мужской монастырь. Спасо-Преображенская церковь вновь стала монастырским собором. Стараниями настоятеля монастыря игумена Сергия (Зятькова) и братии внутри храма проведен капитальный ремонт. В 1998 г. установлен новый резной иконостас в главном приделе собора.


Как и до времени разорения в монастыре почитаются Тихвинская икона Божьей Матери и образ святой великомученицы Варвары. С 2004 г. они находятся в новых позолоченных киотах. Не иссякает поток людей, прибегающих к помощи святынь, и чистые сердца верующих наполняются духовной радостью.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна