Сызранский Вознесенский мужской монастырь в Самарской обл.
Поэтому в мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила "против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка". И в заключении, ещё немного истории: весной 1687 г. старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители.
В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 г. началось возведение деревянной Вознесенского храма, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 г. появилась деревянный храм во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 г. основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х г. ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви).
При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 г. состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен. Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму.
Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 г. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 г. был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 г. Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовым храмом, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 г. каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии.
В 1885 г. наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 г. ему пожалован сан игумена, а в 1895 г. — архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 г. построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовым храмом. В XIX в. в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов.
Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 г. подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 г. в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян. В годы советской власти монастырь был закрыт. В советское время был гараж и водокачка. Монастырь вновь открыли в 1996 году. Сейчас её реставрируют.