Исполнительская традиция села Плёхово Суджанского района Курской области
Село Плёхово Суджанского района Курской области входит в одну из локальных южнорусских песенных традиций. Она сформировалась на территории бывших Суджанского и Обоянского уездов Курской губернии в связи со строительством на юге России в XVII веке линии оборонительных укреплений — Белгородской засечной черты, которая преградила дорогу грабительским отрядам крымских татар на русские земли. «Служилые люди», которых Московское государство направило для защиты южных рубежей, в XVIII веке перешли в сословие государственных крестьян-однодворцев. Особое правовое и имущественное положение способствовало обособлению однодворцев и формированию у них оригинального комплекса материальной и духовной культуры.
Яркими чертами музыкального фольклора села Плёхово являются обилие «алилёшных» песен, исполняемых под пляску, развитая традиция инструментальной игры на духовых и струнных инструментах, наличие специфических хореографических жанров — танков и карагодов.
Плёхово стало известно фольклористам с 1937 года, когда здесь побывала экспедиция Московской консерватории, которую возглавил видный ученый Климент Васильевич Квитка. С этих пор музыкальная традиция села Плёхово пристально изучается фольклористами. Причина постоянного интереса в том, что даже на фоне других сел курско-белгородской традиции, богатых фольклорными жанрами, Плёхово выделяется обширностью репертуара (здесь записано около 200 песен и инструментальных наигрышей, жанры устного фольклора), мастерством карагодной пляски, сохранностью традиции инструментальной ансамблевой игры, слаженностью многоголосного звучания песен.
Палитра жанров, записанных в Плёхово за годы собирательской деятельности, велика. Это календарные и свадебные обрядовые песни, карагодные и таночные, лирические песни, инструментальные наигрыши, духовные стихи, материнский и детский фольклор. В репертуаре ансамбля значительное место занимают песни, исполняемые под пляску, — карагодные, таночные и плясовые свадебные (в общем корпусе свадебных песен их больше половины).
В то же время в Плёхове, в отличие от многих других сел курско-белгородской традиции, помнят много лирических песен: рекрутских, покосных, бурлацких (их усваивали, уходя на заработки — «бурлачить» — за пределы родного села). Особенно интересны и самобытны лирические песни, которые закреплены за ранневесенним сезоном, — так называемые постовые. Их пели во время Великого поста, когда запрещались гуляния в карагодах. Они представляют собой ранний слой лирических песен, которые по музыкальной стилистике очень близки к календарным обрядовым.
Местные наигрыши, прославившие Плёхово на весь мир, — «Тимоня», «Чеботуха», «Батюшка», «Жарко пахать» — исполняются ансамблем с уникальным набором инструментов: кугиклы (флейта Пана), рожок (жалейка), скрипка, балалайка. Рожок, как самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, вел мелодическую линию, его гармонической поддержкой служили аккорды балалаек и скрипки. Особую полифоническую линию образовывали партии кугикл. Кугикальниц в ансамбле должно быть не меньше трех. Одна из них играла — исполняла мелодию на пяти дудочках, другие придували — использовали три или два ствола, запаздывая по отношению к играющей на полдоли, в результате чего получался сложный контрапункт мелодических линий. Играющая кугикальница добавляла к инструментальному звучанию голосовые призвуки — фифканье.
В инструментальном исполнительстве есть традиционные правила: на кугиклах играют только женщины, на рожке, скрипке, гармони — только мужчины. На балалайке могли играть и те, и другие. Нередко музыканты владеют игрой на нескольких инструментах.
Наряду с традиционными наигрышами инструменталисты исполняют и общераспространенные частушки, и мелодии городских танцев — Краковяк, Польку, На реченьку. Даже в этих поздних наигрышах, существенно отличающихся по музыкальному языку от традиционных карагодных, находится место не только балалайке и гармони, но и скрипке и кугиклам.
Инструментальная музыка, пение и танец являются неразделимыми компонентами плеховской традиции, которыми владеют все истинные мастера: хорошие певицы часто умеют играть на кугиклах, а скрипачи и рожечники с удовольствием поют — и все без исключения ловко пляшут в карагоде.
Певческие традиции испокон веков усваивались в культуре русской деревни, передаваясь от старших к младшим. Существовали целые певческие семьи и династии одаренных певцов и музыкантов. В книге «Русские народные песни в многомикрофонной записи» А.В. Руднева упоминает, что все пять записанных ею певиц живут на одной улице, четыре из них приходятся друг другу родственницами. И это не единственный пример — на каждой улице Плёхова певцы и музыканты образовывали свои «уличные» составы. Каждый привыкал петь со своими соседями, хорошо знал особенности их певческой манеры, любимые песни, особенности инструментальной игры.
В подобных ситуациях такие ансамбли могут в исполнительской манере и репертуаре значительно отличаться друг от друга. Однако для плёховцев характерна общая слаженность звучания, обусловленная тем, что в курской традиции велика роль жанров, которые исполнялись «всем миром» — в карагоде, на праздничном гулянии, на свадьбе.
По мнению плёховцев, карагодные и свадебные песни хорошо звучат в исполнении десяти и более человек, иначе в полной мере не воспроизводится плотная фактура местных «алилёшных» песен. Переплетаясь в узком диапазоне, голоса певцов образуют музыкальную ткань, полную терпких созвучий. Голоса постоянно движутся, сходятся и расходятся, но постоянно заполняют все ступени особого — целотонового — звукоряда. Для исполнения таких песен важно слушать своих соседей по ансамблю, даже предугадывать, в каком направлении будет идти их голос, чтобы занять освободившееся «место» в звукоряде.
При исполнении лирических песен певцы, напротив, предпочитают малые составы. Мастерство каждого выражается в импровизировании запевов, в пропевании мелодии появляется ритмическая изощренность. Некоторые образцы лирики исполняются сольно, особенно это характерно для мужского пения. Любимыми песнями Герасима Афанасьевича Забелина были «Ой, ты Доня белая», «Ой, вы ветры-ветерочки», «У нас панщина большая». Рожечник Егор Степанович Песцов любил сольно исполнять песню «Через Суджу-городочек». Такая манера связана с ситуациями исполнения лирических песен в традиционной среде: многие из них поются «за работой», когда певцы находятся во дворе или в поле.
Женщины часто пели малыми составами во время прядения, на покосе, «когда гарнут сено», когда были «на бокшах» (бахчах) — колхозных садах. Женские лирические песни («Зацветала у лузе лоза», «На горушке на горе», «Выйду-выйду за новы ворота») лучше всего звучат при исполнении составом в 4–5 человек. Предназначенные для исполнения на открытом воздухе, они поются напряженными, зычными голосами, строфы заканчиваются долгим унисоном, после которого певицы резко сбрасывают голоса на секунду вниз.
Концертирующий ансамбль певцов и музыкантов существует в Плёхове с 1936 года. Неудивительно, что он взял в качестве названия самый популярный плясовой наигрыш, который стал визитной карточкой курской традиции, — «Тимоня».
Основу певческого ансамбля в 1960–2000-х годах составляли Забелин Герасим Афанасьевич, 1918 г. р., Басова Татьяна Тимофеевна, 1931 г. р., Моторыкина Анна Петровна, 1930 г. р., Моторыкина Екатерина Илларионовна, 1930 г. р., Ламанова Мария Антоновна, 1931 г. р., Пронякина Екатерина Семёновна, 1940 г. р., Ходосова Екатерина Максимовна, 1941 г. р., Ходосова Дарья Семеновна, 1930 г. р., Ходосова Елена Федоровна, 1928 г. р., Друшлякова Татьяна Ивановна, 1940 г. р.
На счету «Тимони» участие в культурной программе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957 г.), выступление на сцене концертного зала имени П.И. Чайковского и в Кремлевском Дворце Съездов, во Всесоюзном Доме композиторов (1967 г.), участие во Всесоюзном фестивале искусств «Русская зима» в 1986 и 1991 годах, поездки за рубеж — в Скерневицкое воеводство Польши и США (1991 г.). За океаном плёховцы принимали участие в Международном фестивале искусств в Нью-Йорке, участвовали в работе Международного симпозиума под эгидой ЮНЕСКО.
Фольклорные экспедиции в Плёхово не прекращаются до сих пор. Его музыкальный фольклор стал основой обучения молодежи традициям народного пения. На материале села Плёхово работают коллективы «Ростань» (Суджа), «Славица» (Курчатов), «Ларец» (Курск), детский ансамбль «Веретёнце» (Москва), с которым у плёховцев продолжается дружба вот уже 25 лет.
В настоящее время состав ансамбля существенно обновился, но он продолжает существовать. В 2007 году коллектив удостоен премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. В селе создан Плёховский центр фольклора.