Укачивание детей в западных районах Брянщины
Когда ребенок находится в младенческом возрасте, взрослые часто для общения с ним используют жанры, которые принято относить к материнскому фольклору: это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с песенками. Эти жанры русского фольклора сохраняются в живом бытовании по сей день. Их исполнителями являются матери, няни, бабушки.
Во многих селах на западе Брянской области детей укачивают, исполняя колыбельные песни, в старинных детских люльках, которые и сейчас сохраняются во многих домах. Их привязывают к большому крюку на потолке и колышут либо рукой, либо ногой, зацепившись за веревку, привязанную к колыбели. На Брянщине широко распространено поверье о том, что пустую люльку качать нельзя, поскольку это может привести к смерти детей. Именно поэтому, когда собиратели в экспедиции просили женщин показать, как укачивали ребенка в люльке под пение колыбельных, они обязательно из подручного материала делали куклу, клали ее в колыбель, и только тогда начинали петь.
Сам процесс укачивания ребенка определяется глаголом колыхать. Специальная терминология связана и с колыбельными песнями, которые на Брянщине называют коты по одному из главных персонажей поэтических текстов. Образы и поэтические мотивы, встречающиеся в брянских колыбельных, характерны вообще для этого жанра: как правило, в текстах присутствуют темы, связанные с бытом крестьянской семьи, изображается идеальное будущее дитя, весьма популярны образы дремы, буки, кота, восходящие к языческой мифологии.
Колыбельные песни всегда поются соло. Именно при помощи напева достигается «усыпляющее» воздействие на ребенка. Этому способствуют темповые и ритмические характеристики напева, корреспондирующие с ритмом дыхания и мерным покачиванием люльки; монотонно повторяемые краткие мелодические обороты с восходящей интонацией в конце, а также тихая, спокойная манера исполнения. Колыбельным свойственны политекстовые напевы, на которые распеваются все известные в традиции поэтические тексты.
Исполнению колыбельных присущ ритуализованный характер, поскольку одна из их функций — оказать магическое воздействии на ребенка с целью его усыпления, необходимого для здоровья и хорошего роста. Вполне вероятно, что в прошлом колыбельные были связаны с ритуальной практикой. Отчасти об этом свидетельствуют требования, предъявляемые к пестуньям, которые должны обладать особыми знаниями и умениями, связанными с уходом за детьми. Так, бабушки должны были знать заговоры от детских плаксов и криксов, чтобы успокоить ребенка, уметь вправлять родовую грыжу и т. п.
Основные характеристики колыбельных являются общими для различных музыкально-фольклорных традиций русских, вместе с тем, в каждой местности данный жанр имеет свои, сугубо локальные особенности.