Укачивание детей в западных районах Брянщины

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Материнский песенный фольклор широко известен повсеместно в России и представлен колыбельными песнями, пестушками и потешками, сказками с песенками. Эти жанры русского фольклора сохраняются в живом бытовании по сей день. Их исполнителями являются матери и бабушки ребенка. Во многих селах на западе Брянской области детей укачивают в люльках, которые колышут либо рукой, либо ногой за веревку, привязанную к колыбели. И сейчас во многих домах сохраняются детские люльки. Убаюкивая ребенка, на Брянщине поют колыбельные песни. Их называют коты по одному из главных персонажей поэтических текстов. Колыбельные характеризуются мерным ритмом, узким диапазоном мелодии с восходящей интонацией в конце каждого мелодического построения. Их исполняют тихим мягким голосом, успокаивающим дитя.


Когда ребенок находится в младенческом возрасте, взрослые часто для общения с ним используют жанры, которые принято относить к материнскому фольклору: это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с песенками. Эти жанры русского фольклора сохраняются в живом бытовании по сей день.  Их исполнителями  являются матери, няни, бабушки.


Во многих селах на западе Брянской области детей укачивают, исполняя колыбельные песни, в старинных детских люльках, которые и сейчас сохраняются во многих домах. Их привязывают к большому крюку на потолке и колышут либо рукой, либо ногой, зацепившись за веревку, привязанную к колыбели. На Брянщине широко распространено поверье о том, что пустую люльку качать нельзя, поскольку это может привести к смерти детей. Именно поэтому, когда собиратели в экспедиции просили женщин показать, как укачивали ребенка в люльке под пение колыбельных, они обязательно из подручного материала делали куклу, клали ее в колыбель, и только тогда начинали петь.  


Сам процесс укачивания ребенка определяется глаголом колыхать. Специальная терминология связана и с колыбельными песнями, которые на Брянщине называют коты по одному из главных персонажей поэтических текстов. Образы и поэтические мотивы, встречающиеся в брянских колыбельных, характерны вообще для этого жанра: как правило, в текстах присутствуют темы, связанные с бытом крестьянской семьи, изображается идеальное будущее дитя, весьма популярны образы дремы, буки, кота, восходящие к языческой мифологии.


Колыбельные песни всегда поются соло. Именно при помощи напева достигается «усыпляющее» воздействие на ребенка. Этому способствуют темповые и ритмические характеристики напева, корреспондирующие с ритмом дыхания и мерным покачиванием люльки; монотонно повторяемые краткие мелодические обороты с восходящей интонацией в конце, а также тихая, спокойная манера исполнения. Колыбельным свойственны политекстовые напевы, на которые распеваются все известные в традиции поэтические тексты.


 Исполнению колыбельных присущ ритуализованный характер, поскольку одна из их функций — оказать магическое воздействии на ребенка с целью его усыпления, необходимого для здоровья и хорошего роста. Вполне вероятно, что в прошлом колыбельные были связаны с ритуальной практикой. Отчасти об этом свидетельствуют требования, предъявляемые к пестуньям, которые должны обладать особыми знаниями и умениями, связанными с уходом за детьми. Так, бабушки должны были знать заговоры от детских плаксов и криксов, чтобы успокоить ребенка, уметь вправлять родовую грыжу и т. п.


Основные характеристики колыбельных являются общими для различных музыкально-фольклорных традиций русских, вместе с тем, в каждой местности данный жанр имеет свои, сугубо локальные особенности. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна