Технология изготовления многоствольных флейт пэлян у коми-пермяков
Его народное название пӧляннэз происходит от глагола пӧльтны (дуть), встречаются и иныеварианты наименования инструмента: пӧлян, дудкаэз, зоркаэз. По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса коми-пермяцкие пэляны относятся к классу аэрофонов, подклассу продольных флейт, типу «набор продольных флейт или флейты Пана» (421.112.2).
В настоящее время материалом для изготовления инструмента служат полые суставчатые стебли местных разновидностей дикорастущих зонтичных растений: вольгум /ольгум пикан (Angelica sylvestris), заргум/зорагум/зарагум/зорки (вероятно, Anthricus sylvestris), морт пикан (Aegopodium podagrarium), пӧлян (вероятно, Angelica archangelica). Сохранились сведения об использовании в прошлом и других природных трубчатых материалов: крыловых перьев крупных водоплавающих птиц (лебедя и гуся), а также стеблей ржи. Для изготовления одноразового инструмента специальная подготовка материала не требуется, для долговременного инструмента травяные стебли сушат, а стебли вольгум пикана в некоторых местностях очищают («лупят») от верхнего слоя кожуры.
Период созревания используемых растений определяет сезонный характер пэлянной традиции. Дудки принято делать летом, начиная с сенокоса, когда трава созревает. Одноразовые инструменты изготавливают непосредственно во время сенокосных работ, играя на них в обеденный перерыв или по дороге домой. Тогда же заготавливают материал (травяные стебли) для изготовления более долговечных инструментов. Вместе с тем широко известен запрет делать дудки и дуть в них до Ильина дня (2 августа по н. ст.) – «А то хлеб в дудку пойдёт».
Пэляны — исключительно женский инструмент, являющийся одним из маркеров полового статуса: всё, что связано с пэлянами, выполняли в коми-пермяцких деревнях женщины и девушки. Как изготовление, так и игра на нем связаны со строгой половозрастной регламентацией. Исключение составляет только заготовка стеблей, которые нарезать и принести из леса мог любой взрослый член общины. Каждая возрастная группа женщин выполняет свои функции в пэлянной традиции. Так, пожилым женщинам («старухам») уже не полагалось играть на дудках, и они занимались их изготовлением и настройкой, в том числе для обучающихся игре на пэлянах девочек/девушек. Зрелые мастёрые женщины — признанные мастера пэлянной игры — обычно сами изготавливали и настраивали для себя инструмент.
Коми-пермяцкие пэляны представляют собой набор из нескольких (от двух до девяти, редко двенадцати) закрытых с одного конца полых трубок, ничем не скрепленных между собой. «Сустав», то есть естественная перемычка, имеющаяся в травяном стебле, служит «дном» трубки и располагается при игре внизу; верхний — игровой — конец трубки является открытым, он отрезается (откусывается, отламывается) либо ровно под прямым углом (в большинстве коми-пермяцких локальных традиций), либо имеет двусторонний косой срез (юсьвинская традиция). Как длина, так и диаметр трубок, входящих в комплект, различны. Трубки выстроены в один ряд и при игре удерживаются двумя руками.
У коми-пермяков бытовало два типа пэлян: малоствольные (из 2–3 дудок) ансамблевые и многоствольные (из 6–9 дудок) сольные. В ансамблевой игре могли участвовать четное количество пэлянисток, при этом инструменты специально подбирались и подстраивались друг к другу.
Изготовление пэлян представляет собой достаточно строго регламентированный процесс, содержащий определенный порядок действий. Существует несколько вариантов изготовления и настраивания, в зависимости от типа инструмента и особенностей локальной традиции.
Создание одноразового инструмента включает следующие действия: выбор подходящего растения, срезание либо ломание травяных стеблей, их визуальная оценка (трубки должны быть ровные, прямые, без повреждений и искривлений, баские, или красивые), апробирование дудок на наличие голоса, отбраковку безголосых, подбор по длине и диаметру (одни длиннее, другие короче, в зависимости от желаемой модели инструмента), наконец, итоговый слуховой контроль звучания инструмента. При таком способе изготовления специальные приспособления используются минимально (только нож), либо не применяются вовсе (инструмент делают зубами и ногтями). Одноразовый инструмент долго не хранили.
Долговечный инструмент требует выполнения большего количества операций. Вначале в лесу, по берегам рек и болот нарезают стебли того или иного растения (в зависимости от местных традиций используются разновидности зонтичных), при этом срезая лишь их среднюю часть, с одним-двумя суставами. Пучок стеблей-заготовок приносят домой, где, не мешкая, проводят их предварительную обработку: вначале чистят (лупят), то есть снимают верхний слой кожуры (только у вольгум пикана), а затем сушат при комнатной температуре (эти операции могут у некоторых пэлянисток меняться местами). Высушенные трубки пробуют на наличие голоса, подбирают в комплект по длине, диаметру, высоте звучания, при необходимости укорачивают (при помощи ножа, ножниц, зубов и ногтей). Долговечный инструмент сохраняется в укромном месте (например, в сенях, на полочке), в нескрепленном виде (трубки лежат все вместе, а перед игрой инструмент каждый раз собирается заново).
Любой готовый инструмент, на котором играет одна исполнительница, называется гоз (пара), каждая трубка имеет свой собственный гöлöс /глас и получает свое название. Зафиксированы четыре системы наименования дудок: по длине, расположению в комплекте, по аналогии с названиями пальцев человеческой руки и качеству голосов. Так, трубки называют: ыджытсянь (наибольшая), учöтжык (поменьше), учöтсянь (наименьшая); чаль (мизинец), мöдiк чаль (другой мизинец), ыджыт (большой), нимтöм (безымянный); край дорись (крайняя), шöрись (средняя), мöдiк край дорись (крайняя с другого края); кыз (толстая), вöснитжык (потоньше), вöснитик (тоненькая) и т. п. В антропоморфных категориях осмысляются не только сама игровая трубка, но и ее части: она имеет суставы, юр (голову), пеллез (уши), ситан (попу).
При изготовлении и настройке пэлян в основном ориентируются на антропологические меры (длину руки от кончиков пальцев до локтя, толщину и длину пальцев). Однако в разных локальных коми-пермяцких традициях используются различные по величине трубки, от самых крупных на нижней Иньве (длина от 300 до 450 мм, диаметр от 15 до 25 мм) до самых мелких на Лупье (длиной от 70 до 150 мм, диаметром от 7 до 12 мм).
Одноразовые инструменты никогда не декорировались, а долговечные иногда украшали: красили в разные цвета, обвивали по спирали разноцветными полосками бумаги.
У коми-пермяков существует два типа настройки многоствольных флейт. Первый применяется только по отношению к двух-трехствольным ансамблевым инструментам и опирается в основном на визуально-метрическую модель: дудки одного инструмента должны быть разными по длине примерно на толщину пальца. Слуховой контроль при этом является дополнительным, образующиеся строи и звукоряды чрезвычайно разнообразны. Второй способ используется при настройке сложных шести-девятиствольных инструментов и связан со специфически музыкальными моделями, опирающимися на аккордово-гармонические сочетания. Это приводит к особой последовательности трубок в инструменте: они образуют два терцовых аккорда секундового соотношения, звуки которых располагаются в восходящем и нисходящем направлении (например, c1-e1-g1 / d1-f1-a1 или c1-e1-g1-b1 / c2-a1-f1-d1и т. п.).
Процесс изготовления и настраивания многоствольного инструмента можно интерпретировать не только как чисто технологический, но и как символический, как разновидность ритуала преобразования природного в культурное, Хаоса — в Космос, восстановления нарушенного Порядка, о чем свидетельствуют высказывания создательниц пэлян: «Голоса подобрали, Порядок сделали».
Традиция коми-пермяцких многоствольных флейт находится в состоянии исчезновения, ее межпоколенческая трансляция прервалась в последней четверти ХХ столетия, и в настоящее время осталось лишь небольшое количество ее носителей. В экспедициях 1980–2000 годов удалось записать несколько десятков играющих пэлянисток и более сотни информантов 1910–1930 годов рождения. Эти записи могут составить основу для восстановления пэлянной традиции.