Традиционные собрания молодежи в деревне Кеба Лешуконского района Архангельской области
На вечереньки собирались с Покрова до Святок и с Крещения до Авдокеи: «Вечереньки осенью, после Покрова, потом игрища на Святки, потом опять вечереньки до Авдокеи»; «Снега будут — тогда по вечеренькам ходят, осенью много работы… До светлого времени, до Евдокии». После Евдокии, с прибавлением светового дня, по 3–4 девушки собирались на сутемёнки — когда работали уже без дополнительного освещения: «Всю вёсну, до посевной собирались на сутемёнки — без огня, много не собирались — 3–4 девки».
В деревнях одновременно проходило несколько вечеренек, на которые девушки собирались по возрасту: «На вечереньки — в разные концы, по возрасту. Начинали годов с 13 — подуростки, а другие — 18–20 — невесты, а третий возраст — 9–10 лет, с прялочками, но те-то уж недолго посидят». Девушки приходили в повседневной одежде: «Вечереньки — с Покрова, с работой… Портяная юбка и портяная кофта». На посиделки приходили и парни, которые сначала сидели у порога: «Ребята полно подпорожье сидят — лучину считают». На вечереньках за работой девушки обычно пели долги, протяжливы песни — «Не велят Дуне за реченьку ходить», «За Невагою», «Из-за лесу, лесу темного», «Раздуй, развей погодушка» и др., а также частушки. В конце вечереньки могли устроить танцы под пение плясовых песен или гармонь.
Игрища (или вечорки) устраивались по праздничным и воскресным дням и в святочный период — от Рождества до кануна Крещения. Это форма праздничного молодежного гуляния, поэтому на вечорках не работали. Молодежь приходила на игрища в нарядной одежде: «Игрище — на Покров, когда в гости девка или парень приедет, на Святки до Крещения. Без работы. Ситцевый сарафан. В Святки ходили наряжёныма на игрища». Если на Святки игрища организовывали девушки, приглашая парней, то после Крещения вечорки собирали ребята.
Девушки садились по лавкам вдоль стен избы и до прихода парней пели долги, протяжливы песни. Вскоре в избу входили парни, которые по очереди выдергивали девушек за руку с лавки и садились на их место. Каждая девушка должна была поклониться парню, который ее выдернул, и попросить: «Иван Иванович! Уступи мне место!» Парень вставал и после того, как девушка возвращалась на место, садился к ней на колени.
Потом парни начинали веселить девок — плясать, выводя девушек на середину избы. Одной из самых распространенных песен является «Уж ты улка, ты улка моя», под которую водили улку — так называемый наборный хоровод: первым шел парень, который выводил свою девушку, взяв ее за руку, она в свою очередь брала другого парня, и так продолжалось до тех пор, пока в хоровод не включались все собравшиеся в избе: «Водят улку: друг дружку берут, цепляют друг друга — парень–девушка–парень–девушка… ходят змейкой». Улку водили и под другие песни: «По городу пошел, по Киеву пошел», «На улице два вьюнишка вьются», «Не штофники по горнице стучат, стучат, стучат». Все участники игрища выходили на поветь — просторное хозяйственное помещение, находившееся в задней части дома. Там веселье и пляски продолжались до поздней ночи: «Тут плясали под песни плясовы. «Сени» играли, «Уж, ты, прялица-кокорица»». Существовали разнообразные хореографические формы, строго закрепленные за определенными песнями: под «Ночь ты, ночь моя» — ходили восьмёрой, под «Во лузях» кружались парами, «У Николы показался долог день» — одна из песен, сопровождавших кадриль. Некоторые песни, например «Я хожу-хожу по блюдечку», разыгрывали, поэтому их называли игровы. Многие из плясовых песен существовали и в форме гармошечных наигрышей.
Особый сценарий имели новогодние игрища. На них, прежде чем завести хороводы, полагалось припеть девушкам женихов песнями. В Кебе это называлось жóнить парней. Каждому парню исполнялись песни «Кто у нас жених, кто сватовщик», «Катилося лутошко к Ивану под окошко» и др., в которых его и припеваемую ему девушку называли по имени. Именно на этих игрищах складывались пары: молодые люди выбирали себе невест, к которым впоследствии засылали сватов.