Традиционные собрания молодежи в деревне Кеба Лешуконского района Архангельской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – севернорусское
Традиционно молодежные собрания в селах на реке Вашке (левый приток Мезени) проводились в осенне-зимний период в домах. Эти собрания проходили в двух формах: повседневных посиделок с работой — прядением и вязанием и праздничных игрищ или вечеренек, на которых не работали, а танцевали и водили хороводы под пение песен. Игрища или вечереньки устраивали в темное время суток. Особый сценарий проведения имели новогодние игрища. На них, прежде чем завести хороводы, полагалось припеть девушкам женихов песнями. В Кебе это называлось жóнить парней.

На вечереньки собирались с  Покрова до Святок и с Крещения до Авдокеи:  «Вечереньки осенью, после Покрова, потом игрища на Святки, потом опять вечереньки до Авдокеи»; «Снега будут — тогда по вечеренькам ходят, осенью много работы… До светлого времени, до Евдокии». После Евдокии, с прибавлением светового дня, по 3–4 девушки собирались на сутемёнки — когда работали уже без дополнительного освещения: «Всю вёсну, до посевной собирались на сутемёнки — без огня, много не собирались — 3–4 девки».

В деревнях одновременно проходило несколько вечеренек, на которые девушки собирались по возрасту: «На вечереньки — в разные концы, по возрасту. Начинали годов с 13 — подуростки, а другие — 18–20 — невесты, а третий возраст — 9–10 лет, с прялочками, но те-то уж недолго посидят». Девушки приходили в повседневной одежде: «Вечереньки — с Покрова, с работой… Портяная юбка и портяная кофта». На посиделки приходили и парни, которые сначала сидели у порога: «Ребята полно подпорожье сидят — лучину считают». На вечереньках за работой девушки обычно пели долги, протяжливы песни — «Не велят Дуне за реченьку ходить», «За Невагою», «Из-за лесу, лесу темного», «Раздуй, развей погодушка» и др., а также частушки. В конце вечереньки могли устроить танцы под пение плясовых песен или гармонь.

Игрища (или вечорки) устраивались по праздничным и воскресным дням и в святочный период — от Рождества до кануна Крещения. Это форма праздничного молодежного гуляния, поэтому на вечорках не работали. Молодежь приходила на игрища в нарядной одежде:  «Игрище — на Покров, когда в гости девка или парень приедет, на Святки до Крещения. Без работы. Ситцевый сарафан. В Святки ходили наряжёныма на игрища». Если на Святки игрища организовывали девушки, приглашая парней, то после Крещения вечорки собирали ребята.

 Девушки садились по лавкам вдоль стен избы и до прихода парней пели долги, протяжливы песни. Вскоре в избу входили парни, которые по очереди выдергивали девушек за руку с лавки и садились на их место. Каждая девушка должна была поклониться парню, который ее выдернул, и попросить: «Иван Иванович! Уступи мне место!» Парень вставал и после того, как девушка возвращалась на место, садился к ней на колени.

Потом парни начинали веселить девок — плясать, выводя девушек на середину избы. Одной из самых распространенных песен является «Уж ты улка, ты улка моя», под которую водили улку — так называемый наборный хоровод: первым шел парень, который выводил свою девушку, взяв ее за руку, она в свою очередь брала другого парня, и так продолжалось до тех пор, пока в хоровод не включались все собравшиеся в избе: «Водят улку: друг дружку берут, цепляют друг друга — парень–девушка–парень–девушка… ходят змейкой». Улку водили и под другие песни: «По городу пошел, по Киеву пошел», «На улице два вьюнишка вьются», «Не штофники по горнице стучат, стучат, стучат». Все участники игрища выходили на поветь — просторное хозяйственное помещение, находившееся в задней части дома. Там веселье и пляски продолжались до поздней ночи: «Тут плясали под песни плясовы. «Сени» играли, «Уж, ты, прялица-кокорица»». Существовали разнообразные хореографические формы, строго закрепленные за определенными песнями: под «Ночь ты, ночь моя» — ходили восьмёрой, под «Во лузях» кружались парами, «У Николы показался долог день» — одна из песен, сопровождавших кадриль. Некоторые песни, например «Я хожу-хожу по блюдечку», разыгрывали, поэтому их называли игровы. Многие из плясовых песен существовали и в форме гармошечных наигрышей.

 Особый сценарий имели новогодние игрища. На них, прежде чем завести хороводы, полагалось припеть девушкам женихов песнями. В Кебе это называлось жóнить парней. Каждому парню исполнялись песни «Кто у нас жених, кто сватовщик», «Катилося лутошко к Ивану под окошко» и др., в которых его и припеваемую ему девушку называли по имени. Именно на этих игрищах складывались пары: молодые люди выбирали себе невест, к которым впоследствии засылали сватов. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 «Катилося лукошко» – припевка на вечереньках в исполнении фольклорного ансамбля д. Кеба Лешуконского р-на Архангельской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна