Технология изготовления тканых рушников в Большесолдатском районе Курской области
Села Большесолдатского района Курской области возникли в XVII веке. В этот период на курские земли прибыли служилые люди из центральных и западных земель Московского государства. Перейдя впоследствии в сословие государственных крестьян-однодворцев, они стали предками нынешнего населения русских сел, входивших ранее в Суджанский уезд Курской губернии (ныне территория Суджанского, Большесолдатского и Беловского районов Курской области). Материальную культуру однодворческих сел бывшего Суджанского уезда выделяет женский костюм сарафанного типа с кукошником, особый стиль декорирования тканых изделий: рубах, завесок, настольников, рушников.
Рушники в южных районах Курской области ткали трех видов. Самые нарядные — крючковые, или «накрючники», — развешивались по праздникам на вбитые в стенки гвозди — крючки. Такие полотенца и теперь входят в повседневное убранство домов Большесолдатского района, украшая красный угол, обрамляя висящие на стенах зеркала и фотографии. Другой вид полотенец — ручные. На все большие праздники их стелют на столы, на скатерти, чтобы гости могли вытирать об них руки. Их украшали ярко-красными полосами разной ширины на концах. Для повседневного пользования ткали утирки, пропуская на их концах несколько красных нитей.
Все три вида рушников были необходимой частью приданого невесты: к свадьбе готовили 20-25 накрючников, 20-30 ручных полотенец, 10-15 повседневных утиральников. Рушники становились дарами для родни жениха. В свадебной песне, исполняемой на дарах, о приданом невесты пелось: «Тебе много, друг, надобно: сорок сороков рушников, пятьдесят локот всё форбот, да на все крючки — рушнички, на кадушечки — дежнички». Вечером перед свадьбой родня невесты приезжала в дом жениха и развешивала рушники по стенам. На второй день свадьбы гости снимали их, накидывали на себя и шли гулять по селу. Также рушниками на свадьбе были отмечены главные свадебные чины — свахи и дружкó, за рушник дружко выводит жениха и невесту из дома перед венчанием. Особый вид полотенца — пеляну — невеста делала для иконы, которой ее благословляли родители и которую она перевозила в дом жениха.
Тканые изделия у однодворцев Суджанского уезда оставались самодельными до середины XX века, поэтому ткачество было необходимым ремеслом каждой женщины. В соответствии со сложившимся в традиционной культуре разделением на виды труда, прядение и ткачество было женским занятием, плетение лаптей — мужским. Обучение прядению и ткачеству начиналось с детского возраста: по рассказам информантов, с семи лет начинали прясть пряжу, с девяти лет девочки уже ткали холсты простого полотняного переплетения «на двух нитах».
Полотно изготавливали в основном из конопли, основной волокнистой культуры региона. Время прядения и ткачества было регламентировано календарными сроками. Операции по обработке конопли производились после ее выдергивания: летом, после цветения, дергали замашки (мужские растения), а осенью, после созревания семян, — пеньку (женские растения). Для изготовления одежды использовали только замашки.
Растения проходили длительную обработку: их вымачивали в воде, затем сушили, мяли на мяльнице, трепали, чесали на гребне. На эти предварительные операции уходила вся осень, а с начала Филипповского поста (28 ноября) начинали прясть. Пряли всю зиму, а после масленицы устанавливали в доме ткацкий стан и ткали в течение Великого поста. Полотно для одежды отбеливали и хранили скатанным в рулоны. Рушники ткали сразу с орнаментом, в одну ширину ткацкого стана, их требовалось лишь отрезать и пришить к ним полосу шелковой ткани с бахромой, кружева или тканую полосу — тканку. Длина рушника обычно составляла 2–2,5 м, ширина — около 40 см.
Кроме конопляных волокон для изготовления полотна применяли и другие материалы: лен, покупные хлопчатобумажные нити. Утирки были замашными, а праздничные накрючники — хлопчатобумажными.
Ткани в селах Суджанского уезда нередко ткали в красную, красно-синюю, красно-зеленую клетку. Такое полотно более характерно для центральнорусских территорий. В Большесолдатском районе оно получило распространение потому, что в потоках «ратных людей», заселявших Курский край, было много выходцев из московских земель.
Подготовка ткацкого стана. Как говорят ткачихи, «самое сложное — заправить стан, а ткать любая сумея». Для заправки ткацкого стана надо подготовить нити основы и утка. Основа — продольные нити ткани, их длину меряют стенками, так как долгое время основу подготавливали, наматывая на колышки, вбитые во внутреннюю стену дома. Сейчас для наматывания основы — снования — используют деревянную раму с колышками, которую по-прежнему называют стенкой. Нити навиваются на раму в определенном порядке. На оснастку стана требуется семь стенок, то есть ткачиха должна семь раз «пройти по колышкам». Ошибка на этом этапе недопустима, иначе основу невозможно будет навить на ткацкий стан.
Для изготовления тканей пользуются горизонтальным ткацким станом с двумя катушками, которые здесь называют пришвами. Нити основы смотаны на дальнюю от ткачихи пришву и закреплены на передней. В процессе тканья готовое полотно постепенно наматывают на переднюю пришву. Для фиксации задней пришвы служит специальная палочка, вставляющаяся в отверстия на ободе катушки. Палка, которой фиксируется передняя пришва, называется сапрычка. Нити основы пропускаются через бёрдо — ряд тонких пластин из тростника, закрепленных в раме. Количество отверстий в бёрде определяет количество нитей основы. Для изготовления рушников используют бёрдо на 450-470 нитей. Бёрдо заправляется в набилки — подвижную раму, которой уточная нить прибивается к готовому полотну. Уток пропускается через основу при помощи челнока, который ткачиха прокидывает вручную. В челнок вставляется цевка с намотанной на нее нитью. Нить в два сложения сматывают на цевку при помощи самопрялки, контролируя ее равномерное распределение по цевке и толщину намотки — на мизинец, чтобы цевка не цеплялась за нити основы при пропускании челнока. Зев — расстояние между парными нитями основы, которые меняют свое положение в процессе тканья, — образуется при помощи нитóв. Ниты — ряды петель, в которые пропущены нити основы. Петли надеты на палочку, подвешенную к станине ткацкого стана за крючки или при помощи веревок. Каждая из петель верхнего ряда нита соединена с нижним рядом петель, которые оттягивают нити основы книзу, когда ткачиха наступает на педали — понóжки, соединенные с нитами. Каждая поножка отвечает за один из нитов, которые соединены между собой палочками-собачками. Минимальное количество нитов — два, в этом случае каждая нечетная нить основы пропускается в первый нит, четная — во второй.
На стане с двумя нитами холст изготавливали простым «полотняным» переплетением, где одна нить утка чередуется с одной нитью основы. При закладывании в основу цветных нитей через равные промежутки с белыми получается основа для полосатого или клетчатого холста — клетка получается, если через равное количество рядов в утке заменять нить с белой на цветную. Такое пропускание цветных уточных нитей в ткани называется перетык.
Увеличение числа нитов и поножек позволяло получить ткань более сложного переплетения. Технику ее изготовления принято называть ремизной. Ткачихи Большесолдатского района в своей практике пользуются следующими обозначениями техники изготовления полотна с учетом количества нитов: в два нита, в четыре нита, в пять нитов. На четырех нитах узором в сосенку (елочкой) ткали онучи, скатерти, мужские тяжевые штаны. Для получения этого узора ткачиха наступает на педали по очереди, поднимая каждую четвертую нить основы и пробрасывая уток, в результате чего на поверхности ткани образуются мелкие «рубчики» со сдвигом.
В пять нитов ткали для получения на однотонной ткани выпуклого узора. За различными типами узоров в традиции закреплены свои названия: пряники (квадратики выпуклого рисунка), столбики (прямоугольники), у крýжки (круги), гусиная плоть (диагональные полосы) и т. п. Каждый из рисунков требовал своей последовательности нажимания поножек. При тканье в пять нитов первая поножка выполняет роль главной, чередуясь со всеми остальными. В главный нит заправляется каждая нечетная нить ткацкого стана. Четные нити распределяются по четырем остальным нитам. Комбинирование последовательности поножек касается этих четырех нитов, поэтому оснащение ткацкого стана на пять нитов является универсальным: на нем можно ткать и полотно с выпуклыми узорами, и гладкую ткань (в этом случае главная поножка чередуется с одновременным нажатием на четыре остальных, выполняющих роль второго нита). Полотно, вытканное с выпуклыми узорами, шло на самые нарядные изделия и высоко ценилось в традиции. Торгуясь за приданое невесты, подруги пели: «У нашей подружки дерюжки у крýжки, поясочки — в нитóчки», подчеркивая ценность вещей и искусность невесты.
Помимо ремизной техники курские ткачихи пользуются также техникой браного ткачества (забирание): цветная уточная нить участками ложиться то поверх, то снизу основы, в результате чего узор на обратной стороне выглядит как негатив лицевой. Такие рушники называются заборными. Но наибольшее распространение получила техника закладывания по полотну. Из основы выбирается часть нитей, которые поднимаются за бёрдом при помощи подложенной дощечки. Под них ткачиха подкладывает толстые цветные нити мулине, образующие выпуклый узор. Такая техника позволяет использовать в одном ряду неограниченное количество цветов. Для каждого мотива нить сматывается в отдельный клубочек, ею выкладывается участок узора одного цвета. Каждый ряд перетыкается уточной нитью и прибивается. Узор в такой технике получается только на лицевой стороне ткани.
В зависимости от используемой техники тканья и назначения рушника меняется способ его декорирования. В рушниках браного ткачества узор представляет собой чередование полос красного и черного цвета. При технике закладывания по полотну орнамент делается полихромным и располагается ярусами — фризами, в которых повторяются отдельные элементы. Крупные фигуры строятся по принципу зеркальной симметрии. Среди элементов орнамента большесолдатских рушников присутствуют геометрические фигуры — ромбы, треугольники, «бантики», восьмиконечные звезды, зигзаги, а также растительные (вазоны с цветами), зооморфные (уточки, петухи, орлы) и антропоморфные (женщины, «мужички») мотивы весьма архаичного происхождения. Все они обобщенны и геометризованы, лишь в поздних сюжетах усматривается изобразительность, нарушается принцип зеркальной симметрии, поскольку рисунки на таких рушниках возникли в подражание вышивке.
В настоящее время технология изготовления рушников продолжает использоваться мастерицами Большесолдатского района. Потомственные ткачихи перенимают приемы традиционного ремесла от своих матерей. Рушники хранятся в семьях и по-прежнему высоко ценятся, производятся как сувенирные изделия в Домах ремесел, которые функционируют в селах Саморядово (ткачихи Косинова Т.Ф., Карачевцева Л.Я.) и Сторожевое (Бобровская Т.Н.).