Пастушеская обрядность в Муромском районе Владимирской области
В Муромском районе Владимирской области были собраны материалы о пастушеской обрядности, существовавшей в данной традиции как целостная система до 60-х гг. ХХ в. В настоящее время в активном бытовании находятся лишь отдельные ее элементы. Тем не менее, весьма значительная часть информации о местной пастушеской обрядности сохраняется в памяти исполнителей.
Пастуха нанимали на деревенском сходе. Обычно он жил и питался в течение всего сезона выпаса в домах владельцев скота, чаще всего — «чередóм», то есть по очереди у каждого хозяина. При этом количество дней, которые пастух проводил в одном доме, зависело от числа голов скота в хозяйстве. Хозяева обязаны были обеспечить пастуха не только едой, но и одеждой для пастьбы. Если по каким-то причинам хозяйка не могла предоставить пастуху мужской костюм и пастух пас в своем, то считали, что со скотиной этой женщины случится беда.
Судя по воспоминаниям родственников пастухов, в центре пастушеской обрядности здесь лежит отпуск - особый обряд и заговор, исполняемый пастухами весной во время первого выгона скота на пастбище. О существовании заговоров (обычно их называют молитвой), которыми пользовались пастухи для защиты скота от хищников, пропажи в лесу и т. п., говорили многие исполнители, в том числе и жены пастухов. Такие заговоры бытовали не только в устной, но и в письменной форме: их тексты пастух хранил в тайном месте. К сожалению ни одного образца отпуска зафиксировать не удалось, однако многие информанты отмечали, что они представляют собой договор пастуха с лешим.
Главным условием найма пастуха до 60-х гг. ХХ в. было наличие у него такой молитвы-отпуска, которая должна была защитить скот от падежа и лесного зверя. Есть сведения, что пастухи покупали отпуск друг у друга. Большинство упоминавших об отпусках исполнителей отмечали, что они бывают «божьими», когда молитва обращена к Богу или святым, и «страшными», если «охранный» договор заключался с лешим. Вероятно, с разрушением системы мифологических представлений в данной традиции демонологический персонаж стал постепенно вытесняться персонажами народно-христианской мифологии.
При этом как договор с лешим, так и использование отпуска, осознаются как греховные действия, предполагающие наказание долгой мучительной смертью. Разница заключается лишь в том, что при пастьбе со «страшным» отпуском пастух должен был принести дары лешему, а когда он пас с благословенным отпуском, то этого не требовалось. В любом случае, заключая такой договор, пастух давал согласие на соблюдение определенных правил и ожидал наказания за их нарушение. Судя по воспоминаниям, пастух мог пользоваться услугами посредников — местных колдунов. Постепенно, с разрушением традиции именно колдуны могли совершать действия, первоначально производившиеся пастухами. В обязанности пастуха входило также лечение скотины, а в некоторых случаях и снятие с нее порчи.
В течение всего срока договора пастух должен был соблюдать правила, нарушение которых могло привести к разрыву договора и вызвать месть лешего. К сожалению, развернутых сюжетных текстов об отношениях пастуха и лешего зафиксировать не удалось, но по отдельным высказываниям их можно реконструировать.
Магическая сила, полученная пастухом по договору с лешим, могла заключаться в каких-либо предметах: в посохе, поясе, кнуте, шапке, пастушьем музыкальном инструменте. Иногда эти предметы доставались пастухам по наследству. На данной территории был зафиксирован ряд запретов и предписаний, связанных с пастушьими музыкальными инструментами: барабанкой и рожком. Рожком в данной традиции называют два инструмента. Один из них принадлежит к разряду жалеек и представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной около 15 см, в верхний конец которой вставлен пищик из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или бересты, иногда раструб делали из меди или железа. На самой трубочке было несколько игровых отверстий. Второй инструмент является разновидностью свирели. Он выглядит как деревянная (иногда металлическая) дудка с разным количеством игровых отверстий (обычно их шесть), на одном конце которой имеется свистковое устройство в виде «клюва». Изготавливается этот инструмент из орешника, клена или ясеня. Барабанка — это хорошо обструганная сосновая или еловая доска трапециевидной формы длинной от 0,5 до 1 метра и шириной от 20 до 40 см. Она привешивается на шею при помощи веревки, закрепленной на двух ее концах. В данной традиции на ней играют тремя колотушками.
В настоящее время инструменты утрачены. Отдельные их образцы сохраняются в семьях пастухов, которые раньше применяли их при пастьбе. Современные пастухи если и используют в своей работе музыкальные инструменты, то это довольно причудливые конструкции из металла, больше всего напоминающие волторну.
Большинство информантов отмечали, что пастух свой инструмент берег и не разрешал к нему прикасаться ни посторонним, ни близким людям. Барабанку запрещалось вносить в дом в течение всего сезона выпаса скота. В этот период ее вешали на дом, в котором ночевал пастух. Считалось, что если барабанку внести в дом, то скотина не будет хорошо пастись.
Первый выгон скота после зимы совершали на Егорьев день (6 мая), поскольку святой Георгий считался покровителем скотины, ее защитником от волков и болезней. По погоде этого дня определяли, когда будет достаточно травы, чтобы скотина могла полноценно пастись в поле. Однако припасать скот начинали и раньше, выбирая для этого удачный день, чаще всего вторник, реже четверг, так как полагали, что если начать припасать в четверг, то у коров заведутся черви. Остальные дни считались совсем неудачными. Припасти скот надо было до начала мая, считавшегося тяжелым месяцем, в который ничего нельзя было начинать.
Накануне Егорьева дня пастух с рогом, реже с кнутом, совершал обрядовые действия, призванные облегчить его работу и обеспечить сохранность скота. Так, например, он закладывал в рог почки вербы, освященной на Вербное воскресенье, чтобы легче было собирать скотину. Перед первым выгоном пастух обходил все дома и собирал муку, из которой потом пек бездрожжевой постный и очень соленый хлеб. Этим хлебом он кормил животных в стаде в день первого выгона, чтобы защитить коров от порчи.
Пастух следил за тем, чтобы женщины выгоняли скотину не босиком и с покрытой головой. Нарушение этого правила грозило негативными последствиями для скота, поэтому нерадивую хозяйку пастух мог хлестнуть кнутом. Чтобы задобрить его и избежать болезненного удара кнутом за несоблюдение требований, с утра хозяйки приносили пастуху еду, что называлось «собрать выгон». И женщины старались принести богатый «выгон».
Хозяйки первый раз выгоняли свою корову на пастбище вербой, оставшейся с Вербного воскресенья. После выгона вербу могли ставить обратно к божнице, но чаще втыкали в землю на месте выпаса, чтобы уберечь скотину от опасности. Некоторые хозяйки каждый раз, выгоняя скотину, читали заговор. Чтобы коровы хорошо паслись, не плутали, а приходили домой, хозяйки совершали ряд обрядовых действий: прогоняли корову по своему фартуку или печной заслонке, положенных на землю, или клали коровий навоз под перевернутый горшок. На Егория коровам также подрезали хвосты, а шерсть прятали в хлеву, чтобы скотина возвращалась домой.
Но главным обрядовым действием этого дня был обход стада пастухом. Хозяйки, а нередко и все члены семьи пригоняли скотину в поле, где пастух с иконой обходил животных и сбрызгивал их святой водой, читая при этом молитву или заговор. В селах, где сохранились действующие церкви, стадо с иконой обходил священник, он же кропил скот святой водой. Вслед за священником пастух тоже мог обойти стадо с иконой, но чаще — с кнутом, ремнем которого проводил черту вокруг коров. Иногда здесь же служили молебен.
В Егорьев день скотину пасли только до обеда, причем обычно кто-нибудь из членов семьи в течение всего этого времени находился на выпасе. Затем пастух выпроваживал хозяев, говоря: «Все из стада», а сам собирал скот и гнал его домой. После дойки вернувшейся с выпаса скотины в деревне устраивалось застолье, в котором участвовали пастух и женщины-хозяйки. Иногда приглашали и мужчин. Главными блюдами на столе были хлеб, соль и яйца, изредка пекли пироги и делали яичницу.
В период выпаса отдельные дни считались пастушьими или скотьими праздниками. Пастушьи праздники отмечали на Троицу, Петровское Заговенье и Казанскую. В эти дни пастух пас скот только до обеда, после чего хозяева коров устраивали ему угощение прямо на выпасе.
Скотьим праздником в данной традиции является день Флора и Лавра (31 августа), когда пастух пригонял стадо к церкви. Туда же хозяева сгоняли и лошадей. После службы священник кропил животных святой водой. Особое внимание в этот день уделяли лошадям: им подрезали хвосты и гривы, купали, мыли копыта для обеспечения здоровья. Помимо этого хозяйки из пресного бездрожжевого теста пекли особое печенье в виде подковок. Из теста скатывали жгут и выгибали его в форме подковы, а затем слегка расплющивали. Подковы приносили в церковь и освящали, оставляя несколько штук священнику. Оставшееся печенье скармливали лошадям и отдавали детям. Считалось, что подковки защищают лошадей от болезней. Иногда освященные подковы собирал пастух и кормил ими коров.