Женская семизарядная кадриль «Кузовок» из с. Ножкино Чухломского района Костромской области
Композиция женской кадрили Кузовок аналогична Козуле с традиционным мужским и женским (смешанным) составом участников. Исходное положение в танце: 4 девушки в левой линии и 4 — в правой. Две девушки из четырех, стоящих в одной линии справа, исполняют партию мужчины, а две другие, стоящие слева — партию женщины. Естественно, что кадрили в женском и смешанном исполнении отличаются друг от друга. Например, вращение пар в вальсовом положении, которое часто используется в Козуле, в Кузовке заменяется на кружение четверки девушек, держащихся под руки. Такое положение четверки исполнительниц при кружении напоминает форму берестяного кузовка, отсюда и название кадрили. В некоторых зарядах «Кузовка» пара девушек, танцующих за партнера, исполняет дробь, как и положено мужчинам, но дробят легко и изящно, в свойственной женщинам манере.
Одна из исполнительниц Кузовка так объясняла его конструкцию и популярность: «Парни куда-то уезжали. Молодых парней было меньше, и девушки придумали Кузовок. Различаются смешанная и женская кадрили в минимальном количестве человек — не 4, а 8. Например, молодой человек взял девушку, и мы делаем, например, “Крестик”. А вот в “Кузовке” мы уже с девушкой стоим — тоже как бы за кавалера. Но только не один, а мы двое, а там двое стоят девушки (показывает направо от себя — А.Ш.). Пожилые женщины, бабушки — вот кто нам рассказали» (Абрамова В.М. 1932 г. р., с. Ножкино).
О причине возникновения Кузовка мнения исполнительниц разделились. Одни считали, что такая форма кадрили родилась из-за отсутствия мужчин во время Первой мировой войны, а другие — из-за частого их отсутствия на вечерках. Такая сугубо женская кадриль существует только в одном селе — Ножкине. В других деревнях и селах она распространения не получила.
Все перестроения в Кузовке исполняются слитно, то есть отсутствует четкая граница между окончанием одной мизансцены кадрили и началом другой. Исполнительницы танцуют импровизационно, учитывая по ходу взаимодействие с другими парами, четко следуя плану и очередности перестроений.
Кадриль Кузовок исполняется под гармошечные наигрыши и включает семь фигур: «Сени», «По улице мостовой», «Краковяк», «Сени», «Семёновна», «Колхозная», «Барыня».
Большинство фигур танца исполняется скользящим кадрильным шагом. На каждую музыкальную четверть — один шаг.
В седьмой фигуре, кроме скользящего кадрильного шага, пары так же исполняют шаг с добавлением удара, шарканья каблука.
«Раз» — шаг правой ногой.
«И» — проскальзывающий удар каблуком левой ноги.
«Два» — шаг левой ногой.
«И» — проскальзывающий удар каблуком правой ноги.
Анализ местных образцов женской одежды, снятых на видеокамеру в селе Ножкине А.И. Шилиным в 1993 году, проделан ведущим научным сотрудником Государственного республиканского центра русского фольклора С.В. Просиной: «Подобные комплекты, будучи образцами городской одежды, уже с середины XIX в. стали чрезвычайно популярны в деревне среди девушек и молодых женщин. Они сильно отличались от привычной традиционной деревенской одежды по некоторым параметрам (пропала присущая народной одежде многослойность; совершенно изменился силуэт, акценты стали расставляться с помощью конструкции, а не цветового и орнаментального решения, поменялось само распределение акцентов: теперь акцентировались талия, руки (за счет узких рукавов); поменялась длина (возросла роль обуви, т. к. теперь она стала видна). Комплекты из юбки и кофты практически везде назывались «парочка», однако возможны и исключения. Иногда они именовались «платье», «сарафан», хотя абсолютно не относились к оным по своей конструкции. «Парочка» предполагала одинаковый материал и для юбки, и для кофты, хотя «верх» и «низ» подобного комплекта могли быть сшиты из разной ткани. Чаще всего парочки были изделиями кустарных мануфактур, частных модисток или магазинов готового платья, соответственно они шились из дорогих (или просто богато выглядевших) покупных тканей. Однако эта одежда, изначально бытовавшая только в качестве модной праздничной, за счет своей популярности постепенно перешла и в разряд будничной. В этом качестве она могла быть сшита индивидуально на дому, естественно из более простых тканей».
Заведующая клубом в селе Ножкино Октябрина Валентиновна Белова 1937 г. р. рассказала о судьбе кадрили в послевоенной деревне: «Был перелом, был… Танцевали в старом клубе всю эту кадриль, Козулю — все танцевали. Из райкома партии придут, посмотрят: «А! Что вы здесь танцуете?!» Начали на семинарах нас перестраивать на вальсы на разные. И было время, что мы и вальсам-то не научились, и кадрили отставили. А потом какая-то женщина из Москвы сказала: «Давайте!.. Да вы что?..Танцуйте!» На 60 лет советской власти Щуров приезжал, Чижова. Пригласили нас в Москву. В зале имени Гнесиных выступали — фольклор».
Кадриль Кузовок увлеченно и очень близко к оригиналу исполняли женщины семейного фольклорного клуба «Братчина» при Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Десне (художественный руководитель — И. А. Набатова) в 2007 году.