Пропильная деревянная резьба
Пропильная деревянная резьба широкое распространение в народном искусстве получила в XIX веке. благодаря распространению выпуска тонких фабричных пиловочных досок, используемых для отделочных работ. Процесс выполнения пропильной резьбы включает следующие операции: подготовка доски, нанесение шаблона, прорезание или высверливание отверстий, черновой пропил контура резьбы, обработка контура начисто, проработка рельефа и зачистка поверхности.
До сих пор в русских селах и деревнях, а также небольших провинциальных городках можно увидеть старинные дома с кружевным деревянным убранством, сохранившимся еще с прошлого века. Ажурной пропильной резьбой украшались лишь отдельные части дома: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. Накладные резные детали на домах помимо эстетического имели и практическое значение. Так, резные доски вдоль скатов крыши — причелины — закрывали концы слег, торчащих из-под кровли. Их назначение — защищать слеги от проникновения влаги, чтобы они не разрушились. Эту же функцию выполняли и торцовые доски, которые прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличники окон закрывали стыки между оконной обвязкой и бревнами сруба. В севернорусских избах стык двух причелин прикрывали узорным полотенцем, резьбой декорировали и нижние концы причелин, выступающие из-под крыши. Такой резьбой украшались также карнизные подзоры, кронштейны, мансарды, заполнения чердачных окон, спинки стульев, кроватей и др.
Пропильная резьба или пропиловка — это узорная сквозная резьба по дереву, основанная на плоскостном сквозном орнаменте с зооморфными и растительными элементами. В случае закрепления ажурной резьбы на плоскостях входных калиток, ворот и др., такая резьба называется пропильно-накладной, независимо от способа ее крепления.
Широкое распространение пропильной резьбы в народном искусстве связано с развитием в XIX веке лесопромышленности, благодаря чему стали выпускаться более тонкие и дешевые пиловочные доски, идущие на отделочные работы. Процесс выполнения пропильной резьбы включает следующие операции: подготовка доски, нанесение шаблона, прорезание или высверливание отверстий, черновой пропил контура резьбы, обработка контура начисто, проработка рельефа и зачистка поверхности.
Для ажурной резьбы всегда применялась и продолжает употребляться сосновая и лиственничная древесина. Для элементов, декорирующих жилье, могли использовать также березовую, осиновую и липовую древесину. Высушенные доски (как правило, толщиной в ¾ вершка (33 мм) гладко выстругивались по пластям. Для нанесения рисунка на заготовку использовали шаблоны или трафареты, которые создавали сами мастера. Поэтому в декоре деревянных домов так трудно встретить повторяющиеся орнаменты. После нанесения рисунка заготовка закреплялась на верстаке с предварительным подкладыванием под нее плотно прилегающей доски или щита. При большой толщине заготовки отверстия высверливались сверлом-перкой с помощью коловорота. Сверлили не сразу на всю толщину детали. Как только кончик сверла доходил до нижней пасти заготовки, ее переворачивали и сверлили отверстие с другой стороны, что предотвращало появление сколов на нижней стороне детали. Заготовку выпиливали лучковой пилой или курковкой по внешнему контуру. Затем коловоротом просверливали отверстия там, где края доски совпадают с контурами проема. Внутренние криволинейные контуры выпиливали пилой-курковкой. При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно использовали разные участки полотна пилы. Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливали самой узкой ее частью. По мере уменьшения крутизны линии в работу вступала средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия была почти прямая, то в работу включалась широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке. Для выпиливания контура резьбы применяли также лобзик, оставляя небольшой припуск на дальнейшую обработку. Если в рисунке орнамента заложены циркульные или криволинейные элементы, то их или выпиливали пилой только в том случае, если позволяли радиусы кривизны. В других случаях опиливали начерно ломаными прямыми линиями с тем, чтобы потом придать нужные очертания с помощью прямых, полукруглых, отлогих и изогнутых стамесок и разных видов шкурки.
Начисто контур обрезался резаком, прямыми или полукруглыми стамесками. Чтобы получались гладкие срезы, стамеску держали под углом к поверхности и резали легкими скользящими резками. В узких местах материал снимали богородским ножом.
Заканчивали работу зачисткой резьбы рашпилями или шлифовальной шкуркой, кромки орнамента иногда слегка заоваливали, зрительно смягчая контур.
В наше время пропильная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, теневых навесов, теремков на детских площадках.