Песенная традиция села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области
Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Песенная традиция села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области известна не только в России, но и за рубежом, прежде всего благодаря богатству и разнообразию форм многоголосного распева. В народной музыкальной культуре села Подсереднее наглядно проявляются типичные черты южнорусской вокальной традиции, такие как открытая, яркая подача голоса; использование высоких регистров у мужчин и низких у женщин в совместном пении; влияние структурных и исполнительских признаков песен хороводно-плясового жанра на цикл свадебных песен; насыщенная многоголосная фактура на основе функционального двухголосия, в котором основная мелодия представлена гетерофонным пучком нижних голосов.
Село Подсереднее расположено в центре этнокультурного региона воронежско-белгородского пограничья, который охватывает междуречье правых притоков Дона — Тихой Сосны и Потудани. Характерные признаки местного песенного стиля: доминирующе положение протяжной широкораспевной песни, обилие хороводных песен с пляской «пересек», закрепление некоторых протяжных и хороводных песен за определенными календарными сезонами и праздниками, высокая степень импровизационного мастерства исполнителей.
На этой территории существует общая система праздников и обычаев; единый говор, в музыкальном фольклоре — общий песенный репертуар. Однако каждое село имеет и свои исполнительские особенности, по которым они отличаются друг от друга.
Специфические местные, подсередненские, черты певческой традиции, выделяющие ее среди окрестных сел (Иловки, Афанасьевки, Казацкого, Нижней Покровки и других): умеренные темпы плясовых (карагодных — по местной терминологии) песен, особый вид пляски — пересека, сочетание кантилены и декламационности, обилие напевов в квартовом ладу с увеличенной секундой, характерный только для этого села подголосок в широкораспевных протяжных песнях (на квинте с захватом высокой сексты), нарочитая выразительная прерывистость мелодической линии, проявляющаяся практически в каждой голосовой партии, причем не только в протяжных, но и в плясовых песнях.
Село Подсереднее было основано в начале XVIII века (первое упоминание относится к 1708 году) потомками служилых людей из Усёрда — города-крепости, поставленного в 1637 году на Белгородской засечной черте. Первоначально на службу в города-крепости этой оборонительной линии были переведены служилые люди (казаки, пушкари, стрельцы и др.) из центральных губерний. Они были призваны защищать крепнущую Московскую Русь от набегов крымских и ногайских татар. Сравнительно скоро в связи с исчезновением военной угрозы воинская служба перестала быть актуальной для этих мест, и служилые люди превратились в крестьян-однодворцев, осваивая прилегающие плодородные земли.
Первое название села — Середние Липяги (липяг — небольшой лес в степи). После вырубки леса село стало называться Середнее, затем Подсереднее. До 1954 года оно вместе с соседними селами входило в состав Воронежской области (ранее — губернии). Например, во многих музеях посередненский народный костюм в дореволюционных коллекциях паспортизируется как костюм Бирюченского уезда Воронежской губернии. После административной реформы 1954 года западные районы Воронежской области были отнесены к Белгородской области. Но даже сейчас Алексеевский, Красненский и Красногвардейский районы в народе называют «воронежскими» районами.
В местном музыкальном фольклоре песенные жанры абсолютно доминируют над инструментальными. Песня имеет исключительно высокий статус в системе традиционных ценностей, а знание старинных песен и умение их петь считается высочайшим даром. Многие из них в силу музыкальной и художественной сложности доступны для исполнения только опытным певцам. Певческое мастерство, которое традиционно передавалось из поколения в поколение, с распадом большой семьи в советское время, а особенно — после Великой Отечественной войны, нуждалось в других формах трансмиссии. Так стали появляться постоянно действующие фольклорные ансамбли при клубах (до 80-х годов ХХ века они назывались обычно хорами).
Фольклорный ансамбль начал регулярно собираться при клубе с 1950 года для того, чтобы сохранять и популяризировать старинные песни своего села. Первым руководителем коллектива был Николай Васильевич Ходыкин.
Открытие подсередненского «хора» для фольклористов, а затем — и для широкой аудитории городских любителей народного музыкального искусства состоялось в 1964 году, когда в Подсереднее с экспедицией Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского приехал известный музыковед-фольклорист В.М. Щуров со своими студентами. Многие записанные им тогда песни впоследствии вошли в сборник «Песни над Тихой Сосной». Однако настоящая слава к коллективу пришла только после выступлений в Москве в 1979 году во Всесоюзном Доме композиторов и в Концертном зале им. Чайковского на фестивале «Русская зима». После этого в село потянулись многочисленные фольклорные экспедиции, организованные различными учебными и научными организациями. Коллектив стал непременным участником всех фольклорных событий в Белгородской области, неоднократно выезжал в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, побывал за рубежом — в США (1988, 1997), Германии (1995), Италии (2000), Румынии (2000).
С участием подсередненского хора сняты фильмы, записаны диски, много местных песен опубликовано в нотных сборниках.
Огромную роль в популяризации традиционной песенной культуры села Подсереднее сыграла Ольга Ивановна Маничкина (1926–2007) — руководитель коллектива с 1988 года. Она переняла песенный репертуар от своей матери — Евгении Никитичны Башкатовой, а декламационную манеру от тети Натальи Никитичны Барыкиной. Личный репертуар О.И. Маничкиной, по подсчетам известного московского фольклориста и исследователя подсередненской традиции В.Н. Медведевой, насчитывал около 300 традиционных песен. Не имея большого голоса, она обладала великолепной музыкальной памятью, тонким слухом, высоким художественным вкусом и природными хормейстерскими способностями, позволяющими руководить клубным фольклорным ансамблем и наполнить песню множеством выразительных музыкальных деталей в каждой голосовой партии.
О.И. Маничкиной были присвоены звания лауреата премии Советских профсоюзов (1991), заслуженного работника культуры Российской Федерации (1995), лауреата национальной премии «Душа России» (2004), почетного гражданина Алексеевского района и города Алексеевка Белгородской области (2004). В 2011 году в селе Подсереднее был установлен бронзовый бюст певицы, а на постаменте высечены слова местного историка-краеведа Александра Харыбина:
Величие простой крестьянки
На много лет пребудет в силе.
Ее талант народный, яркий —
Символ Родины — России.
На много лет пребудет в силе.
Ее талант народный, яркий —
Символ Родины — России.
С 2007 года коллективом руководит Варвара Дмитриевна Ходыкина, которая удивительным образом все больше стала походить на О.И. Маничкину в исполнительской манере. За последние годы коллектив сильно «омолодился» за счет новых участников, но, тем не менее, сохраняет значительную часть песенного наследия.
Жанровая система песенной традиции села Подсереднее включает в себя песни протяжные, хороводные (карагодные), свадебные, народные романсы, материнский и детский фольклор, духовные стихи.
Музыкальный фольклор календарного цикла представлен зимними обрядовыми поздравительными песнями-колядками, а также группой хороводных и протяжных песен, исполнение которых закреплено за определенными календарными сезонами. К периоду Великого поста приурочена малораспевная протяжная песня «Там летел павлин». Протяжную песню «Молодка, молодка, молоденькая» считают в селе петровской. Троицкими или весенними местные жители называют хороводные песни «Вселиственный мой венок», «Конопель моя», «Заря моя зорюшка», а также танóчные песни (например, «Роща ты моя, роща»), не исполняющиеся современным коллективом, поскольку традиция вождения танкóв (троицкое тожественное шествие по селу) к настоящему времени уже угасла.
Календарную функцию выполняют и некоторые игровые песни, в текстах которых содержится описание весенних сельскохозяйственных работ («На горе мак, мак»), а также брачные мотивы («Селезень утицу догонял», «Вот тебе, заюшка, сени-колени»).
Местные жители 1930-х и даже 1940-х годов рождения вспоминают, как в пору их молодости все жители села выходили после Пасхи на широкую улицу — так называлось молодежное гуляние, в котором центральное место занимали карагодные песни с пляской пересек. Пересеком называют пляску, в которой танцующие выбивают каблуками разный ритм, как бы пересекая друг друга. В Подсереднем существуют различные виды пересека: под пятку, не под пятку, в перекрутку, в три ноги.
Свадебный обряд села Подсереднее несет в себе типичные черты южнорусской свадьбы. Хотя в настоящее время свадебный обряд по старинному чину уже давно не совершают, память о нем в селе еще жива, что позволило реконструировать традиционную последовательность обрядовых действий. В предсвадебный период происходят сватовство, пропой, сговор, посещение родственниками невесты дома жениха (смотрят место) и палати — подготовка приданного и даров. Свадьба начинается с девишника, который устраивается в доме невесты накануне венчального дня, и похода рубашников с нарядом от невесты к жениху. Строго определена последовательность обрядовых действий центрального дня свадьбы: ритуальное одевание невесты утром; приезд свадебного поезда; выкуп невесты; благословение и проводы к венцу; венчание; катание молодых по селу; встреча в доме жениха и благословение молодых; привоз и выкуп сундука; повивание (смена прически молодой и надевание на нее женского головного убора); свадебный обед; невестины дары; озолочение молодых; обыгрывание гостей: подготовка постели для молодоженов (молодым греют постель). Второй день свадьбы также насыщен обрядовыми действиями, среди которых: бужение молодых, приход ряженых, которые ищут пропажу; переход в дом невесты и застолье у ее родителей. Пирования и гульба продолжаются и на третий день свадьбы — сначала у жениха, а потом у невесты.
Исключительно важную роль в свадьбе играли песни, которые, с одной стороны, регламентировали обрядовые действия, а с другой стороны — создавали предписанное традицией эмоциональное состояние всех участников свадебного действа. Обрядовый репертуар местной свадьбы отличается большим количеством и разнообразием форм (как и в большинстве южнорусских традиций) и неплохой сохранностью. Достаточно сказать, что в архиве Воронежской государственной академии искусств содержится более тридцати свадебных песен, записанных в Подсереднем в конце 90-х годов ХХ века, когда по старинному чину свадьбы уже не игрались. Многие свадебные песни («Там во поле огни горят усе терновые», «Ой, что это за богатые за сваты», «Ой, из поля из чистого рой летит, рой летит» и др.) сходны с карагодными; они имеют общие ритмические и мелодические формы, одинаковые алилёшные рефрены.
Особую группу составляют так называемые прощальные песни, которые исполняются на девишнике. Благодаря более медленному темпу в них проникают приемы ритмического дробления, мелизматического (иногда — и структурного) расширения текста, что делает напевы более «нарядными», орнаментированными («Цвели, цвели цветики лазоревые», «Затрубили трубушки» и др.).
Местная особенность свадебных, как и некоторых календарно-приуроченных песен — их особое мелодическое строение с использованием квартового лада с увеличенной секундой (до — ре-бемоль — ми — фа). В таких напевах выявляется особый характер многоголосной фактуры, возникающей в результате чередования двух большетерцовых рядов (до-ми / ре-бемоль–фа). Это хорошо слышно в песнях «Вселиственный мой венок», «Пошли девки лесом по воду», «Чара ты моя».
Центральное место в песенной традиции села Подсереднее занимает протяжная песня, представленная здесь в двух формах — широкораспевной и малораспевной. Именно подсередненская широкораспевная песня с большими внутрислоговыми распевами, словообрывами с последующими допеваниями, вокализированными вставками, дополнительными построениями является подлинным шедевром русского народного музыкального искусства и предметом всеобщего восхищения. Текст в протяжных песнях полностью преобразован широкими мелодическими распевами, неискушенному слушателю слова часто кажутся непонятными, как, например, в песне «Черный, ты мой чернобровый»:
Ох да, юж ты да ли чё… а вот (ы) чер (ы)най ты мои,
Да чёрнай, а ты, черна бро… чернаброваи,
Да ну-ка, о-е-я-о, да, да дружочек, а ты мой хоро…
А и наиха… харошай…
Да чёрнай, а ты, черна бро… чернаброваи,
Да ну-ка, о-е-я-о, да, да дружочек, а ты мой хоро…
А и наиха… харошай…
Эта песня стала музыкальной эмблемой песенной традиции села Подсереднее и исполняется обычно в момент расставания.
Протяжные песни разнообразны по тематике; среди них выделяются социально-бытовые (о рекрутском наборе: «Не кукуй в саду, кукушечка»); исторические (о татарском полоне: «Как у нас на горе»; о царском обходе солдатских войск: «Хорошо ли вам было, ребята, на приступе воевать»); любовные («Вспомни, вспомни, Машенька, свою прежнюю любовь», «Туманы, мои туманы»), семейно-бытовые (баллада о том, как жена зарезала мужа: « У нас было на зорюшке»; о нелюбимой жене: «У нас над рекою загоралась жаркая калина»).
Стиль широкораспевной протяжной песни позволяет исполнителям прожить и прочувствовать содержание песни в иных — более глубоких эмоциях. Именно поэтому в селе есть песни с одним и тем же сюжетом, но сложенные в разных музыкальных формах и жанрах. Наиболее показателен в этом отношении сюжет о татарском полоне. Он повествует о женщине, попавшей в татарский плен и узнавшей в жене нового хозяина-татарина свою дочь, угнанную некогда еще ребенком. Этот сюжет существует в жанре эпического сказания — «Там на Русь с войной шли», колыбельной песни — «Татары шли, ковылу жгли», протяжной песни — «Как у нас на горе, да на всей красоте».
Что касается других жанров — детского и материнского фольклора, духовных стихов и псальм, народных романсов, то они представлены в записях и публикациях в меньшем объеме. Вероятнее всего, здесь проявилась тенденциозность собирателей, которых в первую очередь привлекали старинные протяжные и хороводные песни.
Исполнительский стиль песенной традиции села Подсереднее поражает высоким мастерством импровизации исполнителей. Это проявляется в варьировании ритмического рисунка каждой голосовой партии, в опеваниях основных звуков напева, ритмической игре, выразительном прерывании мелодической линии, эмоциональных восклицаниях, в появлении дифтонгов на долгом гласном звуке (о-а, о-у), в огласовке, когда между двумя согласными вставляется дополнительный гласный звук а или ы: зорюш (а)ка вечер (а)няя (в Подсереднем чаще всего в огласовке используется звук а).
Неповторимое темброво-колористическое звучание достигается благодаря сильной подаче звука на грудной опоре с заметной вибрацией, хотя при этом у слушателя никогда не возникает ощущение крика или форсированности голоса.
Частое приглашение фольклорного коллектива на различные фестивали, концерты, мастер классы стимулирует участников на сохранение традиционного репертуара и постоянное совершенствование исполнительского мастерства.
Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также