Песенное наследие выдающейся народной певицы Татьяны Ивановны Каношиной из деревни Декшино Печорского района Псковской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – севернорусское
Татьяна Ивановна Каношина (1883–1958) родилась и прожила всю жизнь в деревне Декшино, что расположена в 4 км от Печор[1]. Деревня слыла песенной, такой была и родная семья Татьяны Ивановны. Все ее песни принадлежат музыкально-фольклорной традиции северных районов Псковской области, прилегающих к Псковскому и Чудскому озерам (современные Печорский, Псковский, Гдовский районы). Местная песенная культура, обнаруживая значительное единство, обладает яркими чертами: в ней присутствуют как достаточно ранние, архаичные пласты музыкального фольклора, так и более поздние его слои, относящиеся к периоду расцвета «протяжного» стиля пения.

Экспедиции Пушкинского Дома 1940-х — 1950-х гг., в которых принимала участие Н.Л. Котикова, застали здесь подъем сольного исполнительства, ярко представленного здесь такими замечательными народными певицами как Т. Каношина, Н. Дунаева, Ф. Танюшкина, Е. Укатова. Знакомство Натальи Львовны Котиковой с Татьяной Ивановной состоялось в 1946 году во время первой экспедиции. В 1940-е гг. записи производились с помощью фонографа на восковые цилиндры.  Участие в этой экспедиции и встреча с талантливой народной исполнительницей стало для Котиковой началом большой работы по собиранию и популяризации фольклора Псковской области, определившего ее творческие интересы на многие годы. С Татьяной Ивановной Каношиной собирательница работала вплоть до смерти певицы в 1958 г. В 1950-е гг. записи делались уже на магнитную ленту.

На рубеже XIX–ХХ веков лирические песни и баллады звучали не только дома в кругу семьи, но и на улице: во время масленичных гуляний «на горке» (песня «Не одная в поле дорожка», аудио 03), пасхального «хождения в тынок», участники которого шли по улице шеренгами, взявшись под руки (хоровод-шествие), отдыха в период полевых работ, плавания по озеру. Летом, в Петров день, водили старинные круговые хороводы (например «Как по морю»), иногда с разыгрыванием, заключавшимся в выборе пары (например «Во городе царевна»), плясали замысловатую по хореографии местную кадриль под песни. Если находились инструменталисты-«игроки», то они также подключались к гулянью, исполняя те же мелодии.

Обилием песен отличался и местный свадебный обряд. Голосистые свадебные певицы-запевалы славились по всей округе. Среди них была и молоденькая Таня, пользовавшаяся известностью с ранней юности. Впоследствии проявились и ее организаторские способности. Когда в 1930-х гг., в бытность Печорского края под юрисдикцией Эстонской Республики, власти организовывали «русские певческие праздники» (часть государственной программы поощрения культурной жизни «национальных меньшинств»), Татьяна Ивановна создала Декшинский самодеятельный хор, который выступал на этих праздниках, в том числе и с инсценировкой старинной свадьбы. Коллектив имел успех.

Между тем, песни продолжали звучать и в быту, поскольку эстонские власти не препятствовали, а даже поощряли проведение традиционных праздников и обрядов, церковную жизнь. Все изменилось, когда в 1940 году Печорский край отошел к СССР, войдя в состав Псковской области, и сюда пришла советская власть. После окончания войны в Печорах, как и в 1930-е годы, стали проводиться певческие праздники, но теперь песенный репертуар подвергался строгой идеологической цензуре. Необходимо было воспевать радости колхозной жизни.

Коллектив Т.И. Каношиной продолжал с огромным успехом выступать на официальных праздниках, смотрах и слетах художественной самодеятельности, исполняя на сцене в основном плясовые песни и частушки. Это неудивительно, так как участницами хора были в основном молодые девушки, не заставшие традиционных праздников и свадеб. По сведениям 1950-х гг. в состав хора, который теперь назывался «Хор колхоза им. Мичурина», входили В.А. Богатова (1936 г. р.), ее сестра Т.А. Богатова (1936 г. р.), А.И. Богатова (1935 г. р.), З.А. Садовникова (1936 г. р.), А.М. Смирнова (1936 г. р.), М.В. Пупыкина (1916 г. р.), А.И. Гурьева (1913 г. р.), А.А. Назимова (1908 г. р.).

Верной ученицей Татьяны Ивановны была дочь Мария (в замужестве Пупыкина), перенявшая репертуар и манеру пения матери, а впоследствии заменившая ее в качестве руководителя хора. Многие песни мать и дочь исполняли дуэтом.

Неординарная личность певицы, ее яркое дарование запомнились многим, кто имел счастье слышать ее и записывать ее песни. Участница экспедиции 1953 г., композитор Ирина Михайловна Ельчева, бывшая тогда студенткой Ленинградской консерватории, писала Наталье Львовне Котиковой: «Открытие народного творчества в самом его сокровенном смысле, радость от соприкосновения с первоисточником произошло в один из летних вечеров, в тихие сумерки, когда я впервые услышала Татьяну Ивановну Каношину»[2].

Т.И. Каношина обладала огромным репертуаром. В записанную от нее коллекцию музыкального фольклора, ныне хранящуюся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинского Дома), входят лирические (аудио 01–05), хороводные, плясовые и свадебные песни, баллады, плясовые припевки (частушки) и страдания, колядки, плачи, колыбельные (аудио 06) — всего около сотни названий. Однако из обширного сольного репертуара Т.И. Каношиной наиболее интересны лирические песни. В ее исполнении можно было услышать и протяжные крестьянские песни, среди которых «Горы» (аудио 02), «Воля», «Печальное сердце мое» (аудио 01), «Молодость», «И как одная в поли дорожка» (аудио 03), «Ходил Ванюшка горою» (аудио 04), «Полно, полно вам, снежочки» (аудио 05) и др., и песни позднего городского или авторского происхождения — «Снежки белые пушисты», «В островах охотник»), и романсы, например, «Накинув плащ, с гитарой под полою».

Именно лирические песни более всего любила петь Татьяна Ивановна. В этом жанре наиболее сильно и ярко проявлялась ее музыкальная одаренность, ее индивидуальная манера исполнения. Будучи по натуре «романтиком», как ее охарактеризовала Н.Л. Котикова, Т.И. Каношина пела эмоционально, свободно. Излюбленные лирические песни Каношиной — «Горы», «Печальное сердце», «Молодость» и др. — принадлежат к слою протяжных песен «молодецкого» цикла, для которых характерны широкие мелодические ходы, словообрывы, протяженные слоговые распевы, сложное ладовое строение, нередко с переменностью главных ладовых опор. В процессе развития мелодии, при восходящих мелодических скачках, в ее пении возникали дополнительные призвуки и украшения тонов, характерные для мужской манеры пения. Не случайно все песни Каношина исполняла в среднем или низком регистре. Для ее пения характерна также высотная переменность ступеней лада, особенно второй и третьей, что создает тонкую игру интонационных оттенков.

Хорошо знала Каношина и свадебные песни, особенно песни довенечной части обряда, по местной терминологии, «главные»: «Э, Боже бласлови, игру заигрывать», «Перепелка-пташечка», «Расшаталась грушица», «Растопися, парна баенка», «Из-за лесу, лесу темнова», «Не было воды — понахлынуло», «Зашла туча», «С веселой радостью» и др. В традиции существовало несколько свадебных напевов, на которые по ходу обряда исполнялись разные поэтические тексты. Среди них выделяется основной свадебный напев, для текстов которого характерна архаичная форма поэтической строфы-трехстишия с повтором первого стиха после второго:

И перепелка-пташечка

Примашáла крылышком,

Перепелка-пташечка.

Среди характерных местных обрядов — «подношение красы» невесте. Красой здесь называют украшенную цветами и конфетами елочку, которую под песню «Краса» подносили невесте ее подруги (шаферицы). Жених и невеста слушали «Красу» стоя. Одна из шафериц подавала им тарелку, на которой лежали повойник (головной убор замужней женщины) и лента. Дважды невеста хватала с тарелки ленту, а жених — повойник. На третий раз жених должен был схватить ленту, порвать ее, обрывки бросить на елочку, а повойник положить к себе в карман. Еще один важный свадебный эпизод — собирание даров для невесты под песню «Уж ты байничек-коробайничек», которую пели две-три замужних женщины. При этом шаферица с подносом для подарков по очереди обходила всех участников свадьбы со стороны невесты. Песней величали каждого из гостей, называя их по имени, а они должны были положить свой дар на поднос.

Отношение исполнительницы к записи песен было исключительно ответственным и серьезным. В 1958 году намечалась запись свадебных песен в исполнении Татьяны Ивановны совместно с дочерью Марией Пупыкиной и несколькими декшинскими певицами старшего поколения, в частности, с П.М. Щербаковой, крестной матерью Маши Каношиной-Пупыкиной. Специально для записи Татьяна Ивановна с дочерью составили список песен и записали их слова.  К сожалению, свадебные песни были записаны уже без нее — осенью 1958 года Т.И. Каношина умерла, простудившись на уборке картошки.

Желание поделиться песенным богатством, сохранить замечательные старинные песни, сберечь их, донести до «новых» людей, не заставших «прежней жизни», было для Татьяны Ивановны Каношиной вполне осознанным. Именно эта идея лежала в основе замысла Каношиной создать самодеятельный хор. Таков был и предложенный ею Н.Л. Котиковой проект по записи песен старинной свадьбы, к которому она тщательно готовилась и который в память о ней осуществила ее дочь. Что касается лирических песен, то Татьяна Ивановна была единственной, кто сохранял этот слой песенности, поскольку в ее кругу не было ровесниц, равных ей по мастерству исполнения. Она старалась передать свой репертуар дочери, пела с ней дуэтом, но та усвоила далеко не все песни и впоследствии без матери их почти не исполняла.

Некоторые песни, напетые Т.И. Каношиной («Печальное сердце мое» и «Молодость»), отразились в музыкальном тематизме значимых произведений второй половины XX столетия, например, в оратории Валерия Гаврилина «Перезвоны»[3].



[1] До 2005 года входила в состав ныне упразднённой Печорской волости. Ныне входит в состав городского поселения «Печоры».
[2] Письмо И.М. Ельчевой Н.Л. Котиковой хранится в рукописном архиве Н.Л. Котиковой в Фонограммархиве ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).
[3] Перезвоны (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Слова народные, А. Шульгиной и В.А. Гаврилина (1978—1982). «Не белы снеги».

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Лирическая песня «Эх, печальное сердце мое» в исполнении Т.И. Каношиной из д. Декшино Печорского р-на Псковской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна