Кирха святой Анны (Мюльхаузенская кирха) в Калининградской обл.
В 1560–1590 гг. настоятелем кирхи был пастор Каспар Хенненбергер, составитель первой карты Пруссии. В 1570 г. в кирхе в неустановленном месте была похоронена Маргарет фон Кунхайм, старшая дочь Мартина Лютера, духовного отца Реформации. По лютеранской традиции надгробья вешались на стену без привязки к месту захоронения тела. Во время боевых действий Второй мировой войны кирха практически не пострадала, оставаясь до 1990-х гг. одной из наиболее сохранившихся в Калининградской области. В послевоенные годы здание использовалось в качестве зернохранилища. Приходское кладбище не сохранилось.
В 1991 г. кирха свт. Анны была передана Немецкой Евангелическо-Лютеранской общине. В 1993–1999 гг. с помощью средств, поступающих из Германии, был произведен ремонт кирхи специалистами по реставрации под руководством почетного гражданина г. Калининград Игоря Одинцова. Для дальнейших работ был приглашен калининградский архитектор Юрий Забуга. Основные средства выделило Министерство культуры ФРГ и Фонд графини Дёнхофф. В ходе работ была выявлена роспись на деревянных досках (желтковая темпера) площадью 120 кв. м., датированная XVII–XIX вв. и существенно поврежденная. Реставрацию росписей проводили специалисты Русского музея. Во время демонтажа были обнаружены более двух тысяч старинных кованных гвоздей длиной более 15 см. Работы проводились по цветным фотографиям потолочных росписей кирхи Мюльхаузена, сделанным немецкими специалистами в 1943 г., когда Германию бомбила авиация союзников и многие объекты культурного наследия оказались под угрозой.
В кирхе хранился портрет М. Лютера работы художника Лукаса Кранаха-младшего, купленный Эрхардом фон Кунхаймом, портрет дочери Лютера Маргарет фон Кунхайм (оба утрачены после 1945 г.) Также в храме находились некоторые реликвии и письма М. Лютера. На деревянной балке над входом в главный неф располагалась надпись-цитата М. Лютера «Моя вера — моя крепость». Над входом в главный неф кирхи на стене была открыта фреска, изображающая Страшный суд (в три слоя — XV, XVII и XVIII вв.): вошедший в кирху прихожанин во время службы стоял к фреске спиной, и как бы не видел изображённое на стене и ожидающее его судилище за земные грехи. Кирху украшала роспись в виде сюжетов из Библии. Часть досок затем была снята и заменена орнаментальной росписью. На центральной части свода, потолке, при реставрации были обнаружены изображения четырех апостолов. Восстановление красочного слоя росписи заняло два года. Кирха имела построенную в XIX в. «римскую» систему отопления, подающую тёплый воздух в воздуховод, похожий на подземный ход, проходящий под полом кирхи по диагонали. Так как уровень грунтовых вод в области поднялся более чем на метр по сравнению с довоенным периодом в канал стала поступать вода и он был замурован. Первый этап реставрации кирхи св. Анны занял 12 лет. Постановлением Правительства области от 23 марта 2007 г. № 132 кирха св. Анны получила статус объекта культурного наследия регионального значения.