Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске и дом священника, богадельня

Вид объекта: КостелКонфессия: КатолицизмЯзык: Язык богослужения: латинский, русский
Весной 1159 г. бременские купцы, как рассказывает ливонский священник и миссионер Генрих Латыш, с торговой целью направлялись на остров Готланд, но их корабль прибило к берегу в устье Западной Двины, где они вынуждены были поселиться. Через шесть-семь лет они дошли и до Смоленска. В бухте реки Чуриловка, где велась торговля, во второй половине XII в. ими был построен храм во имя Святой Девы Марии, называемый горожанами «немецкая божница, или латинская божница (существовал до конца XVI в.). Он окормлял приезжих торговцев, прибывавших в город, находившийся на перекрестке торговых путей. Упоминание о храме имеется в письменных источниках (в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом от 1229 г.). 7 июля 1611 г., после занятия Смоленска польским королем Сигизмундом III, в городе появился орден иезуитов, также построивший свой храм. Для укрепления города-крепости польские власти путем привилегий привлекали жителей Польши селиться в Смоленске. В тяжелые годы отцы-иезуиты спасли здесь от голода многих жителей города. Одной из задач, которую ставили перед собой члены ордена, было обучение жителей латинской грамматике. В 1623 г. здесь был основан королевский иезуитский коллегиум, существовавший до 1654 г. В нем изучали латинский язык, философию, математику, грамматику, нравственное богословие, риторику. Позже в городе появились доминиканцы и францисканцы.

Первый францисканский монастырь создан был в 1626 г., как награда францисканцам за исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены. 1 сентября 1636 г. распоряжением папы Римского была создана Смоленская кафедра. Двадцать пять лет шло создание католической епархии Смоленска. В 1637 г. епископ Смоленский Петр Парчевский совершил первое богослужение. Существуют упоминания этого времени о приходах в Дорогобуже, Красном, Поповой горе. В 1654 г. началось возвращение Российских земель, находившихся под властью Польско-Литовского государства. При взятии городов царь Алексей Михайлович предоставлял жителям выбор: уйти в Польшу или принять русское подданство и православную веру. Город превратили в форпост, защищающий Россию от «нежелательного проникновения католичества». Но известно, что в 1678 г. царь гарантировал католикам города возможность проведения домашних богослужений и посещение храмов за границей. В 1728 г. права поляков были урезаны — их дети не имели права учиться за границей, была ограничена возможность общения со священниками. В 1735 г. издан указ о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям, но без привлечения в них русских подданных «под опасением суда и наказаний».

Католический храм, построенный францисканцами на месте нынешнего костела, впервые появился в Смоленске между 1735 и 1748 гг. (в честь Божьей Матери Ангельской). В ходе войны 1812 г. он был уничтожен, но губернский архитектор в 1813 г. проектирует новый храм (с таким же названием, просуществовал до 1838 г.). В 1938 г. с разрешения правительства и митрополита Павловского на добровольные пожертвования прихожан было начато строительство каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы (на месте захоронений солдат армии Наполеона). В 1892 г. из-за увеличения прихода по заказу настоятеля Стефана Денисевича губернский архитектор Михаил Фаддеевич Мейшер составляет проект и смету на сооружение нового большого костела. В прошении о дозволении строительства Стефан Денисевич писал: «Католиков обоего пола во всем приходе числится по спискам 3015, а в самом городе Смоленске — 956, но число это в последнее время значительно увеличилось поселением литовцев и латышей, а также прибытием войск, в которых католиков находится более 1500 человек». 5 июня 1994 г. было освящено место для вновь строящегося костела. К 3 октября 1896 г. костел, рассчитанный на 6000 прихожан, был построен. В нем было пять алтарей, цветные окна, витражи которых изображали иконы Иисуса Христа, Божией Матери, святых. 13 октября 1896 г. состоялось первое богослужение; 29 июня 1898 г., в день апостолов Петра и Павла, храм был освящен епископом.

После скоропостижной смерти архитектора костела спустя год после начала постройки работы велись под контролем его сына, архитектора М.М. Мейшнера, а впоследствии, в связи с его смертью, под контролем губернского архитектора Е.Ф. Лыщинского. В начале XX в. приход насчитывал уже 9000 верующих. К храму прилегали более 8 га угодий с постройками. При церкви действовали три сиротских приюта (для юношей и девушек, с обучением ремеслам), две богадельни (мужская и женская). С 1898 г. действовало общество помощи бедным. В приютах подвизались монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Спонсорами благотворительной деятельности были представители дворянской семьи Коморовских. В декабре 1917 г. был создан Римско-Католический Смоленский Деканат, включавший в себя все приходы Смоленской губернии. На пост Декана был назначен священник отец Антоний Около-Кулак. В 1918 г. из храма были изъяты все метрические книги, а летом 1921 г. — все церковные ценности. В приходских строениях разместилась мастерская для изготовления щеток и квартиры смолян. Однако в 1926 г. храм был взят под охрану губернского музея. В 1936 г. был арестован настоятель, отец И. Жолнерович. С 1937 г. «по техническим причинам» были запрещены богослужения. В 1937-38 гг. в Смоленске были расстреляны большинство деятелей приходского католического совета, 292 поляка и 40 литовцев. К концу 1939 г. католической общины уже не существовало. 14 января 1940 г. храм был закрыт Смоленским облсоветом, само здание передано архиву НКВД, который находится здесь по сей день. С 1956 г. в здании размещены материалы Архива Смоленской области. Орган был демонтирован и оставлен на улице перед храмом в 1960-е годы.

Католический приход был возрожден в ноябре 1991 г. Первым католическим священником в нем стал отец Зигмунд Ходосовский, приезжавший из Могилева. Весной 1992 г. службы стали совершаться в часовне, устроенной в кладбищенском склепе, на втором этаже которого жили монахини, а затем и настоятель прихода и монах-паулин (отец Владислав Блин, отец Станислав Ходун). Затем богослужения начали проводиться в деревянном доме службы бюро ритуальных услуг. Вскоре католическая община Смоленска получила в своё распоряжение расположенный рядом с храмом сохранившийся, как и здание богадельни (ныне жилой дом) бывший дом священника, в котором после реконструкции были оборудованы часовня и помещения для нужд прихода. 20 октября 2010 г. губернатор С.В. Антуфьев пообещал, что по завершении строительства нового здания для архива здание костела будет передано верующим и восстановлено при финансовой поддержке Польши. До последнего времени в храме все еще находилось свыше 700 тысяч дел (более половины) Смоленского архива, ценные письменные исторические свидетельства, пережившие все пожары и войны: ревизские сказки и метрики, документы XVII века, архив НКВД (По новейшим данным, 20 июня 2012 г. начался перенос архива в новое достроенное здание на улице Нахимова). На всю высоту храма установлены деревянные стойки и балки шестиярусных стеллажей с документами. На месте органных труб также расположены стеллажи. Утраченные витражи заменили листами фанеры, из-за которой первые ярусы с документацией затемнены. Разрушаются находившиеся еще десятилетие назад в удовлетворительном состоянии фрески. Вход внутрь разрешен только сотрудникам архива.

В июне 1992 г. постоянным настоятелем прихода стал священник-францисканец отец Птоломеуш (Яцек) Кучмик. В 1997 г. приходу передано здание бывшего дома священников, утвержден проект его реконструкции, за два года приходской дом отстроен, как и новая часовня для богослужений. В приходском доме, помимо жилья для священников, имеются библиотека, канцелярия, зал для занятий. 21 ноября 1999 г. Тадеуш Кондрусевич освятил часовню вместимостью около 200 верующих. В ней имеется электронный орган. С начала возрождения прихода в общине сослужат сестры-монахини конгрегации Малых Сестер Милосердия св.Луиджи Орионе: Даниэла Гаргуля и Эстера Ясинская, Ангелика Дерень, Бернардетта Щверчинская, Малгожата Стржелецкая, Адриана Новак и Долорес Кохановская. Ныне число прихожан достигает 400 человек (среди них поляки, русские, немцы, литовцы и др.).

Костел, по отзывам туристов, является изысканным и редким украшением города и нуждается в серьезной реставрации. Проводятся работы по устройству временной защитной сетки по периметру здания. 17 октября 2014 г. проведен электронный аукцион по определению подрядчика и исполнителя реставрационных работ. Отдельным объектом религиозного наследия является старое польское кладбище (отдельный католический погост) при костеле, уникальное для России. Помимо ссыльных поляков, участников восстаний, польских священников, на нем похоронено шесть генералов русской армии, видные российские чиновники, артисты римской оперы, адвокаты, врачи, жертвы событий в пореволюционной России XX в.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна