Кафедральный собор Кёнигсберга (Государственное автономное учреждение Калининградской обл. (ГАУ КО) «Кафедральный Собор»)

Вид объекта: КостелКонфессия: КатолицизмЯзык: Языки богослужения: латинский, немецкий, русский
Старейший соборный храм г. Кенигсберга, посвященный сввт.Адальберту и Елизавете, был построен епископом Зигфридом Земландским вскоре после христианизации Прусских земель, в 1297–1302 гг. между реками Прегель и Лебе, в юго-западной части Альтштадта, однако спустя два десятилетия стал мал для прихода. Первоначально на не так давно завоеванной территории предполагалось строительство нового собора-крепости, однако появление второй крепости «на расстоянии полета стрелы» от замка рыцарей Тевтонского ордена посчитали опасным. Место для строительства резиденции главы собора и членов синклита определял епископ Земландский Иоанн: северо-восточная часть острова Фогтсвердер (впоследствии — Кнайпхоф), присоединенная к владениям епископа лишь в 1322 г.

Начавший строиться, согласно историческим документам, в сентябре 1333 г. (завершен в 1380 г.) из кирпичей альштадского храма на выделенной в 1327 г. земле Кёнигсбергский кафедральный собор (нем. Königsberger Dom) до Реформации XVI в. был главным католическим храмом города, затем главным лютеранским храмом Пруссии. Рассказывают, что разобранный спустя пятьсот лет мост через Преголь для доставки кирпичей из Альтштадта, явился причиной изобретения известной математической задачи о семи мостах Кёнигсберга, ставших поводом для создания теории графов. Из-за ненадёжного грунта острова перед закладкой фундамента было забито более тысячи дубовых свай. Постройка начата с необычайно укрепленных хоров с оборонительным ходом, однако глава Тевтонского ордена запретил продолжать строительство и епископу пришлось отказаться от укреплений. Поэтому продольные стороны хоров снабжены стенами и контрфорсами облегченной конструкции. Но южная стена на высоту 2,75 м сложена особенно массивной кирпичной кладкой на фундаменте из полевого камня с оборонительным ходом и бойницами под крышей. В оборонительный ход вела через алтарь лестница, ныне — за могилой И.Канта в северо-восточном углу. Высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента — 4 м.

Первоначально собор был выстроен без башен, как храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. По углам собора были запланированы башни, из них затем осталась юго-восточная. В 1333 г. с западной стороны появились южная башня с двенадцатиугольным верхом, и северная — с простым фронтоном. Массивный фасад с запада разделен множеством слепых окон, высота которых к крыше уменьшается. В узком среднем фронтоне две длинные, достигающие верха лизены создают впечатление легкости. По сторонам главного западного портала имеются слепые окна. Одновременно с башнями построен неф, в 1344 г. он был накрыт, полностью закончен в 1351 г. Первоначально он имел плоский потолок, что выглядело скромнее, чем сводчатый потолок хора. Первоначально собор был однонефным, затем у западной части появился трёхнефный корпус. В однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной, иначе — Низкие хоры, — мещане.

При Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351–1358 гг.) велась перестройка собора в 3-х нефное помещение с высоким средним нефом, завершена не позднее 1382 г. Стены боковых нефов надстроены, окна удлинены, появился второй ряд окон над слепыми окнами северной стороны, слепые окна юга удлинены. В 1370–1400 гг. нефы собора были расписаны. В 1440 г. деревянные потолочные перекрытия заменены на каменные. Своды среднего нефа сделаны по образцу сводов хора. В боковых нефах своды сконструированы из треугольников. Имя создателя первого органа для храма неизвестно, упоминается лишь, что за работу он получил 4 марки на покупку плаща. От города собор отделялся стеной. На его дворе были построены епископское подворье, с севера — школа, госпиталь. Собор был посвящен, судя по хронике 1335 г., Высокосвященному телу Иисуса Христа и, по хронике 1421 г., Деве Марии, Всем Святым и свт. Адальберту. В 1519 г. в соборе прошла последняя католическая служба, а спустя четыре года, в 1523 г., — первая евангелическая проповедь Иоганна Бризмана, ставшая началом Реформации в Пруссии. В 1525 г. Тевтонский орден был упразднен и образовано первое в Европе протестантское государство — герцогство Пруссия. Собор стал в 1528 г. кнайпхофской приходской кирхой. Восточные окна боковых нефов были пробиты только в XVI в. В 1553 г. к фасадам были пристроены башни, на одной из которых был установлен флюгер в виде русалки. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 г. Вскоре рядом было построено здание университета Альбертина, а в башне в 1650 г. канцлер Мартин фон Валленродт основал на месте церковной светскую Валленродтскую библиотеку, насчитывавшую около 10 000 томов (в конце XIX в — более 21 000 томов), где был сосредоточен рукописный материал по истории Пруссии и дворянских родов. В 1640 г. в соборе устанавливаются часы с боем, в 1694- орган Маинаса Обруха, который имел «10 мехов и свыше 60 голосов». Был и меньший орган, созданный мастером Шеренбергером. Кафедральный собор Восточной Пруссии служил усыпальницей: внутри и снаружи здания находится более ста надгробий.

Первое погребение основателя собора Великого магистра Тевтонского ордена Лютгера фон Брауншвайга относится к 1335 г., последнее — к 1809 г. (предпол.). Здесь нашли последний приют магистры Тевтонского ордена, епископы. Из профессоров Альбертины, захороненных в усыпальнице с 1558 г., последним был Иммануил Кант, чье тело погребено 28 февраля 1804 г., над могилой в 1924 г. по проекту Фридриха Ларса воздвигнут сохранившийся портик. Лишь эта пристройка после Второй мировой войны, когда собор был руинирован, сохранилась в неизменном виде. В соборе захоронен и герцог Альбрехт фон Гогенцоллерн, магистр Тевтонского ордена, деятель Реформации, способствовавший превращению герцогства Пруссия в светское государство и освобождению от влияния Польши, фрагменты надгробия которого (скульптор Корнелис Флорис, он же — архитектор ратуши Антверпена) и фамильная усыпальница (двух жен и многочисленных детей) сохранились до сих пор. На юге острова, на Епископской площади, находится могила Юлиуса Руппа (1809—1884), основателя «Свободной католико-евангелической общины». Помимо надгробий и памятных досок, в соборе имелись портреты в человеческий рост шести магистров Ордена (1449–1510 гг.), изготовленные, очевидно, по поручению герцога Альбрехта в середине XVI в., последний — из мастерской Лукаса Кранаха. Собор выполнял функции крепости: так, в 1344 г. провел зиму в нем по разрешению эпископа граф Вильгельм IV Голландский с войском и лошадьми, в 1807 г. часть собора выполняла функции тюрьмы.

Росписи стен собора выполняли как неизвестные художники, так и представителю школы Дюрера. В 1591 г. были надстроены алтарная часть и новый алтарь. Рос¬пись выполнил Лукас Кранах из Виттерберга. В 1718–1721 гг. большой орган заменили на более мощный с 56-тью регистрами работы мастера Иоганна Иосипа Мозенгеля, а в 1888 г. — появился орган работы мастера М. Терлецкого. В 1789 г. здесь побывал Н.М. Карамзин, оставивший записи, посвященные собору: «Здешняя кафедральная церковь огромна. С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. <…> — Я мечтал около часа, прислонясь столбу.— На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов».

В 1809 г. в соборе проведена реставрация. В 1832 г. к 500-летнему юбилею были открыты закрашенные ранее настенные фрески XIV в. Из них лучше всего сохранились на южной стене юго-восточного бокового нефа три рыцаря в полном облачении с закрытыми забралами. Здание относится к типу базилики, состоит из трех нефов и однонефного алтаря, неоднократно перестраивалось. Выполнено в стиле балтийской (северной) готики. С запада завершается уникальной для данного стиля башенной частью (многогранной южной башней, северной башней и ярусным притвором между ними). В 1901–1907 гг. Рихардом Детлефсеном была проведена реставрация собора, главному западному фасаду вернули черты XIV в., которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками. Стены собора освободили от штукатурки. Древний пол башни был уже на 1,67 м. ниже пола XX в. В результате собор к 1910-м гг. имел размеры: длина — 88,5 м., высота южной башни до шпиля — 50,75 м., высота здания без креста — 32,14 м.

В 1941–1945 гг. собор был существенно поврежден при налетах английской авиации и от пожаров. Внутреннее убранство его утрачено, частично сохранились надгробия. Считают, что собор не был снесен благодаря могиле Канта. В 1960 г. собором был получен статус памятника культуры республиканского значения. Работы по очистке и консервации начались в 1972–1974 гг. Была благоустроена территория, высажены деревья. Попытка реконструкции привела в 1976 г. к обрушению башни, многие надгробья были повреждены. В 1981–1984 годах была произведена часть консервационных работ, сохранены имевшиеся руины. Урон нанесла очистка внутренних пространств собора, когда с мусором вывезли остатки важнейших архитектурных деталей. Проект консервации памятника в руинированном виде был отвергнут. Дальнейшая реставрация в большей части финансировалась из Германии.

Католическая и протестантская общины в Калининграде на момент реставрации были невелики, поэтому предлагалось создать межконфессиональный приход, где смогли бы окормляться представители всех христианских конфессий. С 1992 г. фирмой «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова начаты работы. За основу взяты чертежи собора после реконструкции 1903–1907 гг. Произведено комплексное исследование руин, в 1993 г. — консервационные, а в 1994 г. — реставрационные работы. 21 июня 1994 г. произведён монтаж шпиля с привлечением вертолетов Балтфлота. В 1995–1996 гг. реставрировалась усыпальница, тогда же установлены колокола и новые спутниковые часы («Сименс»), по облику повторяющие вид утраченных во время войны. В последующие два года восстановлена с целью облегчения из меди кровля и крыша собора. В 2005 г. — горевшая и разграбленная Валленродтская библиотека. Недалеко от собора установлен изготовленный по заказу ГУК КО "Кафедральный собор" (Морозов Ф. А., Шевцов А. Н., «Кузница на Печатной») памятник герцогу Альбрехту — основателю Альбертины. В 2008 г. восстановлено надгробие Радзивиллов.

Первое послевоенное богослужение у стен собора прошло на Пасху 1992 г. 7 мая 1995 г. состоялось общее богослужение трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов. Из алтарной утвари сохранились: серебряная чаша 1628 г.; серебряный кубок 1640 г.; два напольных светильника 1640–1663 гг.; серебряная купель 1694 г.; кружка для пожертвований 1694 г. В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры Российской Федерации как товарный знак. После 1945 г. здесь снимали фильмы о войне. В 2007 г. собор стал претендентом на звание одного из «Семи чудес России», в 2008 г. был назван главным символом Калининградской области. Имеются два органа — большой и малый. При соборе действуют лютеранская и православная часовни. Функционирует музейный комплекс. Проходят органные концерты и фестивали.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна