Храм Иоанна Златоуста в Астрахани

Вид объекта: ХрамКонфессия: ПравославиеЯзык: Язык богослужения – церковно-славянский.
В 1763 году жители Безродной слободы (новопоселенцы), попросили разрешения перенести к ним находившуюся при Крестовоздвиженском храме бесхозную деревянную церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста у астраханского епископа Мефодия. Получив благословение, в 1763 году церковь была перенесена и поставлена в центре Киселёвского бугра, с учреждением здесь прихода. Деревянная церковь Иоанна Златоуста оказалась ветхой и её священнослужители испросили в Духовной Консистории сборную книгу на постройку нового храма. Строительство храма продолжалось с 1823 по 1826 год. Внутренняя отделка храма была готова к октябрю 1826 года, и 10 октября храм был освящён Астраханским архиепископом Павлом (Суботовским). Большой вклад в строительство храма внес благотворитель Иван Петрович Шарыгин. Новая каменная церковь была выстроена в одной связи с высокой двухъярусной колокольней и каменной трапезой.


10 марта 1919 года во время восстания астраханских рабочих против Советской власти колокольня храма была снесена выстрелом из орудия с миноносца «Московитянин». В 1923 году на средства верующих колокольня была вновь восстановлена в прежнем виде.

В 1938 году храм был закрыт, колокольня вновь была сломана. В 1944 году Иоанно-Златоустовский храм был снова открыт для посещения верующими.

В 1944 году по инициативе архиепископа Филиппа (Ставицкого) правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери был переименован в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». 25 августа 2001 года состоялось торжественное освящение закладки первого камня в основание новой колокольни, которая была закончена уже в 2002 году. Колокольня была выстроена в точном соответствии со старыми формами, в строго классическом стиле и придала церкви гармоничный вид.

В связи с тем, что храм несколько раз перестраивали, и план его в конце концов получил форму креста, а фасады приобрели декор времени позднего классицизма. Фасады Храма во второй половине XIX века переделывались еще раз. Тогда появились интересные лепные барельефы с изображениями святых, напоминающими евангельский цикл картин Н.Н. Ге. Неизбежность страданий, необходимость терпения, всепобеждающая сила подвижничества — так во второй половине XIX века воспринимала русская художественная интеллигенция образ Христа и его учение. Это восприятие доносят барельефные композиции Златоустовской церкви. У входа в церковь помещена фигура Христа. Скорбь запечатлена в склоненных фигурах ангелов на западном фасаде звонницы. В настоящее время внешний вид Храма почти не отличается от дореволюционного.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна