Собор Успения Пресвятой Богородицы в Вятском Успенском Трифоновом монастыре (Богородицкий собор; Успенский собор)
Работы по перестройке рундуков возглавлял мастер каменных дел Фёдор Тюрин. Тогда же с запада пристроили крытую паперть с двумя палатками. Трёхчастный пониженный алтарь с востока и полукружия западных помещений подчёркивают центричность объёмной композиции собора, придают памятнику скульптурную пластичность. Последующие перестройки не повлияли на архитектурно-художественные качества храма. В 1805 г. каменный пол был заменён на чугунные плиты, слюдяные окна уступили место стекольчатым. В 1825 г. каменщик Иван Смирнов пробивает четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом размещалась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём. Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных стен. Горизонтальные линии архитектурной орнаментики составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, сухариков, поребрика. Крутые дуги закомар подчёркивают трёхчастную структуру декоративной композиции. В традициях зодчества середины XVII в. выдержано оформление наличников: характерное завершение трёхлопастными кокошниками с килевидным повышением в центре, тонкие колонки, перехваченные «дынькой» и пояса «бусинок» по контуру боковых окон верхнего яруса света. Богато профилированные карнизы, изящные аркатурно-колончатые пояса украшают барабаны глав. В интерьере собора сохранилась роспись.
Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII в. В 1811 г. местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 г. Остальная живопись во время ремонта 1894 г. была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л.И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX в.
Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков. Архитекторы: 1808 г. — Кисельников М. П. — перестройка (придел (ы)). 1808–1809 гг. — Тюрин Ф. Г. — перестройка (придел (ы)). 1809 г. — Шестаков А. И. — перестройка (придел (ы)). 1894 г. — Парилов Л. И. — ремонт (росписи). 2000-е г. — Кацко Г. Л. — реставрация.