Собор Успения Пресвятой Богородицы в городе Плес Ивановской области (Богородицкий собор; Успенский собор)

Вид объекта: ХрамКонфессия: ПравославиеЯзык: Язык богослужения - церковнославянский
Построен в 1699 г. как зимний храм вместо сгоревшего в 1695 г. деревянного. Здание кирпичное, побелено по кладке. В кон. 18 — нач. 19 в. сооружены новый алтарь и шатровая колокольня. В 1824 г. рядом была возведена небольшая часовня, а в 1828 г. с северо-восточной стороны — крупный летний Казанский собор на средства местного мещанина В. Шишкина.

Образовавшийся соборный комплекс во 2-й пол. 19 в. обнесли кирпичной оградой с воротами с юга. К настоящему времени сохранились только зимний Успенский собор и ворота. Это древнейший памятник культового зодчества города, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко, с более поздними по времени, но сохраняющими традиции 17 в. частями.


Основной объем Успенского собора — восьмерик на четверике — характерен для храмов нарышкинского типа, но трактован несколько тяжеловесно. Приземистый односветный квадратный в плане четверик несет широкий восьмерик с купольной гуськовой кровлей и луковичной главкой с перехватом на граненом барабане. Пониженный полукруглый алтарь и небольшая почти квадратная трапезная (на боковых ее фасадах — по одному окну) равны по ширине основному объему. В композиции доминирует колокольня: ее четверик с арочным входом с запада несет восьмигранный столп, завершенный арками звона и увенчанный мощным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой. Упрощенное декоративное убранство фасадов архаично и тяготеет к формам сер. 17 в.: лопатки, огибающие углы четверика, простые карнизы с поребриком в завершении объемов, наличники арочных окон на боковых гранях восьмерика — с полуколонками и килевидными завершениями, акцентированные колонками углы восьмерика. На стенах апсиды прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками чередуются с пилястрами, поставленными в простенках. Аналогичные по форме окна четверика (две оси на боковых фасадах и трапезной) обведены простыми рамками. Углы нижнего четырехгранного яруса колокольни отмечены парными пилястрами, фланги граней столпа — лопатками. Килевидные архивольты арок звона и уплощенные наличники различных по форме слухов дополняют декор.


Основное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику перекрыто восьмилотковым сводом, алтарь — конхой, трапезная — полулотковым сводом. В нижнем ярусе колокольни, служившем притвором, свод коробовый; лестница в его северной стене ведет к звону. Кирпичные и побеленные ворота представляют собой два пилона с арочными проходами, раздвинутые на ширину проезда. Пилоны завершены треугольными фронтонами с главками, а их плоскости украшены выполненными в кирпичной кладке крестами и плоскими фигурными нишами. В тимпане фронтона — киоты. Сохранились два прясла ограды в виде низкой стенки, ограниченной четырехгранными столбиками.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна