Собор Троицы Живоначальной в Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области

Вид объекта: ХрамКонфессия: ПравославиеЯзык: Церковнославянский
После постройки Рождественских храмов преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанского храма. Брату ее, Михаилу Васильевичу, он завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки пятиглавого собора, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!» Впоследствии Михаилу Васильевичу пришлось вести борьбу с Иваном Тихоновым, желавшим заложить собор по своему усмотрению. В 1848 году все же состоялась закладка на месте, указанном великим Старцем.

Строительство собора почти не велось до 1865 года, пока игуменья Мария не смогла привести в порядок хозяйство монастыря.

Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. В 1875 году преосвященный Иоанникий решил освятить собор лишь с тремя необходимыми иконами. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской — 28 июля (10 августа). В честь этой иконы был освящен правый нижний придел. Затем освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской и левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игуменья Мария оставляла не освященным в течение 28-ти лет, ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля (4 августа) 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен.

Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик академика К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом. Долгие годы продолжалась внутренняя отделка собора. Стены были украшены замечательными живописными полотнами на темы Ветхого и Нового Завета работы дивеевских сестер. В алтаре за престолом было установлено большое Распятие на фоне живописной картины. Изображение Спасителя, приносящего Себя в жертву за грехи мира, производило особое впечатление на входящих в храм. В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда Серафим.

Сегодня копия с этой иконы, написанная в начале XX века, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Богородица. Каждое воскресенье перед Литургией по заповеди Саровского пред иконой служится нараспев Параклис (особое молебное пение по уставу Афонской горы).

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна