Собор Вознесения Господня в Йошкар-Оле, Марий Эл (Храм Вознесения Господня в Царевококшайске)

Вид объекта: ХрамКонфессия: ПравославиеЯзык: Язык богослужения - церковнославянский
Вознесенский храм в Царевококшайске (современное название города — Йошкар-Ола) был построен в 1756 г. во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого («Дом Пчелина») находился рядом с храмом. По своим архитектурным формам Вознесенский храм — типичный памятник русского зодчества XVIII в. Она построена по типу «восьмерик на четверике», двухэтажная. Восьмерик завершается сферическим куполом, на котором возносится световой барабан с главой.

С западной стороны к церкви примыкает трапезная. В начале XX в. облик храма был несколько иным, чем теперь. С севера и запада к трапезной в три окна примыкала двухъярусная открытая галерея-гульбище. С северо-запада к храму подходила 4-ярусная колокольня. На ней висело 7 колоколов от 142 пудов и меньше. На четвертом ярусе находились городские часы с боем. Завершалась колокольня, также как и храм, сферическим куполом с барабаном и главой. Храм привлекал своей наружной декоративной отделкой, сохранившейся на основном кубе храма. Радуют глаз карнизы восьмерика и четверика, но особенно роскошны белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева гирлянд и колонок с перехватом. Окна обрамлены поребриком и уходящими в толщу нишами. В декоративном убранстве храма применены элементы стиля барокко, получившие развитие в церковной архитектуре с 80-х г. XVII в. До нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности храма, что здесь трудились мастера восточно-европейской (Вятка — Пермь — Тюмень) архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII в. Храм был трехпрестольным: на втором этаже — главный летний храм в честь Вознесения Христова с приделом в левой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери; в нижнем этаже — теплый или зимний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Поэтому храм иногда называли просто «Воздвижение». Именно под таким названием она фигурирует на старинных открытках.

Интерьер храма отличался богатством отделки, настенных росписей, церковной утвари. Иконостас главного храма состоял из 5 ярусов с деревянной резьбой. Из 17 икон выделялась икона Казанская в серебряно-позолоченной ризе, а в алтаре образ Иверской Божией Матери в роскошно отделанной ризе. Но главной святыней храма считалось небольшое резное на камне изображение с одной стороны Николая Чудотворца, а с другой — св. великомученика Георгия Победоносца. Этот образ величиной не более 1 вершка (около 4,5 см) в квадрате вкладывался в кованную «сребропозлащенную» ризу, на которой были изображены чудеса этих святых. По преданию эта икона была найдена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена И.А. Пчелиным в новый храм сначала на время, а потом так и осталась навсегда. Этот небольшой образок был местночтимой иконой. Ее носили вместе с иконой Вознесения Господня во время крестных ходов.

В 20-е г. храм продолжал действовать. К 1930 г. он не вмещал всех желающих, ибо другие храмы города уже были закрыты. В январе 1937 г. президиум исполкома МАССР принял постановление о закрытии Вознесенского храма. Поводом стало провокационное заявление о том, что якобы община верующих нарушает договор 1922 г. об использовании здания. В марте 1938 г. постановлением президиума горсовета здание храма передавалось для использования Радиокомитету; в 1939 г. — под пивной склад; в ноябре 1940 г. нижний этаж был передан товариществу «Мари художник», а с ноября 1940 г. Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод. Новый хозяин начал разрушать святыню. Перед Великой Отечественной войной Вознесенский храм лишилась колокольни, каменной ограды с воротами, галереи, а к трапезной с запада пристроили безликое двухэтажное здание цеха завода. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи. В течение десятилетий храма разрушалась. Но многострадальные стены храма выстояли, выдержали людскую злобу и невежество.

В 1992 г. здание было передано Церкви. С 1993 г. имеет статус кафедрального собора Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Средства на восстановление храма собирались по крупицам. Уже в 1995 г. на Пасху состоялось в возрожденном храме первое богослужение, был освящен верхний храм собора, затем — нижний. Вознеслась над городом глава Вознесенского собора, как неугасимая свеча, символ духовного возрождения, победы света над тьмою. Возрождение храма продолжается.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна