Собор Софии Премудрости Божией в Тобольске
Первый храм Св. София был небольшим, высотой 40 венцов (около 12 метров). Рядом с храмом стояла высокая колокольня под шатровой крышей с семью колоколами. Самый большой из колоколов весил 28 пудов (448 кг), вес остальных колебался от 13 до 15 пудов (208-240 кг). В сухие морозные дни «малиной звон» звучал над городом, пробуждая на многие версты дремлющую сибирскую тайгу. Храм простоял почти 20 лет, и погиб в пожаре 14 августа 1643 года. Вторая деревянная София имела 13 глав и 12 приделов. Современники называли ее «сибирским чудом». Городские пожары не пощадили ни венцов, ни резьбы, ни лемеха куполов, — 29 мая 1677 г. храм сгорел.
Третью Софию строили уже из камня. В 1681 г. храм заложили, но строительство было начато только через два года, когда в Тобольск прибыли московские «каменных дел подмастерья» Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин, с мастером Василием Харитоновым и Савелием Ларионовым и артелью каменщиков. Строить было велено «против образца в Москве в Кремле в девичьем Вознесенском монастыре». Строили собор довольно быстро, без учета требований к строительству, поэтому при возведении главного барабана в июле 1684 г. почти готовый храм рухнул. Не смотря на это через два года храм был завершен. Датой освящения собора является 27 октября 1686 года. Освящен храм был во имя Успения Пресвятой Богородицы, но прежнее название сохранилось. Так Софийский собор стал самым старым каменным зданием Сибири.
В 1701 г. собор пострадал во время опустошительного пожара, уничтожившего все деревянные строение города.В 1704 г. к собору был выполнен теплый придел во имя Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев (Антоний и Феодосий — монахи Киево-Печерского монастыря — основатели русского монашества). В приделе собора был захоронен митрополит Иоанн Максимович, причисленный в 1916 г. к лику святых. В 1710 г. по именному указу Петра I было выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, который был прозван «дивным» за свое великолепие. В 1733 г. луковичные главы собора были надстроены декоративными фонариками и перехватами. Придел из ветхости был разобран, и в 1751 г. по приказу митрополита Сильвестра был построен новый придел во имя Иоанна Златоуста. В 1783 г. фундамент собора дал трещину. Появилась угроза обрушения храма. Был проведен ремонт, стены собора были укреплены, также исправлена крыша, позолочены кресты и выполнена роспись большого барабана «Христос и двенадцать апостолов». Эти меры помогли уцелеть Софийскому собору во время Большого тобольского пожара 10 мая 1788 года, истребившего третью часть города.
В 1807 г. на Софийском дворе выкопали глубокий пруд, из-за этого западная стена храма дала трещину. Ставится вопрос о разборе всего храма. Храм удалось сохранить, благодаря чугунным стяжкам. Следующий ремонт собора был произведена в 1831 году. 13 июля 1839 г. в собор ударила молния. Кстати, это был трагический для Тобольска год. Город утратил значение центра Западной Сибири. В Омск был переведен многочисленный аппарат чиновников во главе с генерал-губернатором кн. П.Д. Горчаковым. В 1846 г. собор вновь пришлось ремонтировать, ? прошедший ураган повредил главы храма. В 1860 г. иконостас начала XVIII в. был заменен на новый, трехъярусный, стоимостью 30 тысяч рублей. В 1864 г. буря сорвала западную главу собора. В 1896 г. последний раз перестроили придел в таком виде он сохранился до 60-х года ХХ века.
Из икон Тобольского Софийского собора наиболее знамениты были две иконы Софии Премудрости Слова Божия, Христа Спасителя, Божьей Матери, Николая Чудотворца, Успения Божьей Матери и Спаса Вседержителя. Во время стихийных бедствий, пожаров, наводнений и эпидемий их выносили из собора на площадь и служили молебен. Икона Вседержителя шириной 2 ½ аршина имела вес 12 пудов (192 кг). По сведениям собора, она еще в 1653 г. прославилась многими благодарными явлениями. В 1777 г. При архиепископе Варлааме I была устроена серебряная под золотом риза весом 2 пуда 13 фунтов 73 золотника (более 37 кг), золота было истрачено 1 фунт 31 золотник (532, 25 гр.).
Во время общественных бедствий иконы выносили из собора и творили молебен на площади. На иконе Софии Премудрость Божья была представлена в образе Божьей Матери, стоящей под семьстолпной сенью, над которою сверху написано: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость, Правда, Целомудрие, Мужество. Божья Матерь стояла в убрусе, который был закрыт серебряным под золотом царским венцом. Около головы у Нее окружение со звездами по краям, в правой руке скипетр, а в левой — зеленая ветвь с розовыми цветами, над головой, под карнизом сени, Соломонова надпись: «Премудрость созда себе храм, и утверди столпов седмь». Под сей над окружением главы наверху среди первого столпа надписано «Премудрость, Дух», а вокруг окружения главы: «Господь созда мя в начаток путий своих». Кроме того, на иконе были написаны пророки Аарон, Исайя, Давид, Моисей, Даниил и Захария. Сверху над Божьей Матерья был изображен Бог Отец, благословляющий обеими руками. По обеим сторонам от Бога Отца были написаны семь архангелов: Михаил, Рафаил, Салафиил, Варахиил, Гавриил, Уриил и Егудиил. Над архангелами с правой стороны были написаны одиннадцать праотцов и богоотцев, Ной с ковчегом, одиннадцать мучеников, семнадцать преподобных, семь святителей и шесть апостолов.
В феврале 1930 г. все церкви Тобольска были закрыты «по требованиям трудящихся». Софийский собор был приспособлен для содержания раскулаченных крестьян, которые отправлялись на Тобольский Север. В это время бесследно исчезли иконостас и церковная утварь. В 1939 г. собор был «выявлен» как памятник архитектуры и взят на учет. Но финансирование для его сохранения началось только в 1953 г. В первую очередь был приведен в порядок придел Иоанна Златоуста, в котором более 20 лет располагался выставочный зал музея-заповедника. В 1977 г. реставрируются западный и южный порталы храма, освобождаются от ампирных пристроев XIX века. В результате работы открылись великолепных кованные двери собора с ручным насечным узором. Сюжетами узора были двуглавые «византийские» орлы, личины, жар-птицы. В 1995 г. собор вновь отошел к Тобольско-Тюменской епархии. В настоящий момент ведется работа по реставрации собора.